Пресс-релиз Европейского Суда N 450 от 03.06.2010

Номер пресс-релиза:450.

Дата пресс-релиза: 03 июня 2010 года.

Ссылка на пресс-релиз на английском языке:ССЫЛКА.

Принятое решение: Постановление Европейского Суда по правам человека по делу Алапаевы против России (Alapayevy v. Russia).

Номер жалобы:39676/06.

Дата подачи жалобы:12 сентября 2006 года.

Состав Европейского Суда по правам человека, принявший решение:Первая Секция (Палата).

Резолютивная часть решения:

1) два нарушения статьи 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на жизнь);

2) нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право не подвергаться пыткам, а также унижающему достоинство обращению и наказанию);

3) нарушение статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на свободу и личную неприкосновенность);

4) нарушение статьи 13 (право на эффективные средств правовой защиты) вместе со статьей 2 (право на жизнь) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Результаты голосования Судей Европейского Суда по правам человека:все решения приняты единогласно.

Основные факты дела.

Заявительницы – Лидия Алапаева и Тамила Алапаева – гражданки Российской Федерации 1961 и 1984 года рождения соответственно. Они проживают в селе Серноводск Сунженского района Чеченской республики. Первая заявительница приходится матерью, а вторая – женой Саламбека Алапаева 1982 года рождения. Саламбек был насильственно похищен из своего дома ночью 27 декабря 2004 года.

Во время, когда происходили описываемые события, заявительницы и Саламбек Алапаев жили вместе в доме в селе Серноводск. Около 3 часов ночи 27 декабря 2004 года Саламбек и его жена были разбужены шумом, доносившимся от входной двери. Группа из восьми-двенадцати человек, одетых в камуфляжную форму, ворвалась в дом. Они разговаривали по-русски и были без масок. Они не представились и не предъявили никаких документов. Несколько человек схватили Саламбека и стали бить его прикладами и сапогами. Они забрали его паспорт и водительское удостоверение, обмотали руки скотчем и выволокли наружу – связанного и босого. Затем они посадили его в один из своих автомобилей и увезли, никому ничего не объясняя.

Некоторые соседи вышли на шум и крики и стали свидетелями похищения. Несколько из них немедленно обратились в районный отдел внутренних дел (РОВД) и сообщили о насильственном похищении Саламбека. С 27 декабря 2004 года заявительницы многократно обращались устно и письменно в различные инстанции с просьбами помочь им, а также сообщить о ходе расследования. В большинстве случаев их обращения оставались без ответа, либо же они получали формальные ответы, заключавшиеся в информировании о том, что их запросы направлены в органы прокуратуры.

Власти Российской Федерации сообщили, что расследование похищения Саламбека проводилось. 27 декабря место происшествия было осмотрено следователем из РОВД. Также были опрошены многие очевидцы описанного выше события. В неустановленные дни были проверены контрольно-пропускные пункты, а также направлены запросы в различные ведомства с целью установить, не был ли Саламбек арестован их представителями. После этого расследование было приостановлено за невозможностью установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. В январе 2007 года расследование было возобновлено, но так и не было закончено.

Несмотря на конкретные запросы Европейского Суда по правам человека, власти Российской Федерации не предоставили материалы соответствующего уголовного дела. Было получено только несколько документов, которые частично или полностью написаны неразборчивым почерком.

Существо жалобы: ссылаясь, в частности, на статьи 2, 3, 5 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заявительницы жаловались на то, что:

их родственник был убит,

в отношении этого события не было проведено эффективное расследование,

они не знали о его судьбе много лет,

он был незаконно лишен свободы и

у них не было эффективных средств защиты от этих нарушений.

Краткое изложение решения Европейского Суда по правам человека.

Право на жизнь: Исчезновение Саламбека (статья 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод)

Европейский Суд по правам человека отметил, что изложенная заявительницами версия обстоятельств исчезновения Саламбека подтверждается свидетелями. Он также признал достаточно обоснованным утверждение заявительниц, что похитителями Саламбека являлись сотрудники государственных органов. Это подтверждается тем, что они представляли собой большую группу вооруженных людей в униформе, которые передвигались на военных автомобилях в составе колонны, имели возможность беспрепятственного проезда через блок-посты, проверяли документы тем способом, который используется сотрудниками государственных органов, без акцента разговаривали по-русски. С момента исчезновения о Саламбеке не было никаких достоверных известий. Его имя не числилось в официальных документах мест содержания под стражей. Наконец, власти Российской Федерации не представили никаких объяснений того, что произошло с Саламбеком после его задержания.

Принимая во внимание отказ властей Российской Федерации предоставить Европейскому Суду по правам человека ряд документов, которые находятся исключительно в их распоряжении, а также предложить другое правдоподобное объяснение соответствующих событий, Европейский Суд по правам человека пришел к выводу, что Саламбек Алапаев был задержан 27 декабря 2004 года представителями государственных органов в ходе непризнанной властями Российской Федерации тайной операции.

В свете конфликта в Чеченской Республике, задержание лица сотрудниками государственных органов, которых невозможно идентифицировать, и непризнание факта задержания может рассматриваться как постановка жизни этого человека под угрозу. Отсутствие Саламбека и каких-либо новостей о нем в течение более пяти лет подтверждает этот вывод. Таким образом, следует презюмировать, что Саламбек лишился жизни после его задержания представителями государственных органов, которое не было признано властями Российской Федерации.

Учитывая, что власти Российской Федерации не изложили своей версии событий, Европейский Суд по правам человека пришел к выводу, что они несут ответственность за предполагаемую смерть Сламбека.

Таким образом, имеет место нарушение статьи 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении Саламбека Алапаева.

Право на жизнь: Расследование (статья 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод)

Расследование описанных выше событий было начато достаточно быстро. Был проведен ряд действий, направленных на установление обстоятельств произошедшего. Однако не было предоставлено никаких документов, касающихся расследования, и многие действия, которые должны быть выполнены незамедлительно после похищения, так и не были когда-либо осуществлены.

Из многочисленных адресованных органам расследования запросов заявительниц о предоставлении им информации, большая часть которых осталась без ответа, следует, что они вряд ли были информированы о ходе расследования. Соответственно, органы расследования не предприняли шагов, направленных на то, чтобы о расследовании знали представители общественности, и интересы ближайших родственников были обеспечены.

Расследование, которое периодически приостанавливалось и возобновлялось, и в рамках которого имели место необъяснимые задержки, остается в течение многих лет незавершенным без каких-либо практических результатов.

Соответственно, в нарушение статьи 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод власти Российской Федерации не провели эффективного расследования обстоятельств исчезновения и смерти Саламбека.

Моральные страдания, причиненные заявительницам властями Российской Федерации после похищения (статья 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод)

Заявительницы приходятся Саламбеку матерью и женой. Его жена была свидетельницей похищения. На протяжении более пяти лет они не получили никакой информации о пропавшем, несмотря на многочисленные запросы, направленные в государственные органы. Никакого правдоподобного объяснения произошедшего ими не было получено. Им не было предоставлено никакой информации о похищении Саламбека, не считая отказа властей признать ответственность за его задержание.

Соответственно, имело место нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Незаконное лишение свободы (статья 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод)

Европейский Суд по правам человека уже признал, что Саламбек Алапаев был задержан представителями государственных органов 27 декабря 2004 года, и с тех пор его не видели. Факт лишения его свободы не был признан, никаких документов о заключении его под стражу не обнаружено, отсутствуют официальные данные о местах его нахождения или о его судьбе в целом. Эти факты сами по себе свидетельствуют о самых серьезных упущениях, так как они дают возможность лицам, ответственным за лишение его свободы, скрыть свою причастность к совершению преступления, замести следы и избежать ответственности за то, что произошло с задержанным. Более того, отсутствие каких-либо документов, в которых были бы указаны дата, время и место задержания, имя задержанного, основания лишения его свободы и имя лица, которое осуществило его, должны рассматриваться как несовместимые с самой сутью права, гарантированного статей 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Европейский Суд по правам человека считает, что Саламбек Алапаев был лишен свободы в отсутствие каких бы то ни было гарантий, предусмотренных статьей 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что является одним из наиболее существенных нарушений права на свободу и личную неприкосновенность.

Право на эффективные средства правовой защиты (статья 13) в совокупности со статьей 2 (право на жизнь) Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Европейский Суд по правам человека неоднократно признавал нарушения статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в подобных этому случаях неэффективного расследования обстоятельств исчезновения лица, которое приводит к неэффективности любых других средств защиты, включая привлечение виновных к ответственности в гражданском порядке, на которое указывают власти Российской Федерации.

Соответственно, имеет место нарушение статьи 13 в совокупности со статьей 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Справедливая компенсация (статья 41 Конвенции о защите прав человека и основных свобод):

1) возмещение материального ущерба: 4000 евро матери Саламбека Алапаева и 7000 евро его жене,

2) возмещение морального вреда: 15000 евро матери Саламбека Алапаева и 45000 евро его жене,

3) возмещение расходов, связанных с обращением в Европейский Суд по правам человека: 5000 евро.

____________________________

Пресс-релиз подготовлен Секретариатом Европейского Суда по правам человека.

Перевод на русский язык: «Европейский Суд по правам человека: справочно-информационный центр» (EuropeanCourt.ru). Условия распространения изложены здесь.

Метки , . Закладка постоянная ссылка.

  1. Галина

    Уважаемый Олег! Огромное Вам спасибо за ответ! Я направляла свои жалобы письмами с уведомлением о вручении. Уведомления («рыженькие») пришли с печатью Европейского суда. Направляла я и запрос о получении жалоб, направленных более 8 месяцев назад. Также мною получено уведомление о вручении письма с печатью суда. Мне кажется, что моя ошибка — это направление писем почтой России — по И-нету после экспорта их Москвы отправления не отслеживаются. Страшно даже озвучить предположение о том, куда могли деться мои письма. Из суда я не получила ничего из указанного Вами. Попробую ещё направить факс, но если ЕСПЧ и направит мне какой-то ответ простым письмом, пусть даже о том, что от меня ничего не получали, то я его всё-равно не получу. Почту я получаю до востребования уже в течение 1,5 лет, так что на почтовый ящик грешить не могу. Обидно будет, если окажется, что ни одно из моих писем не поступило в ЕСПЧ. Читала в И-нете о перехвате писем в ЕСПЧ и оттуда — страшно… Можете ли Вы ещё что-нибудь посоветовать? С уважением. Галина Верхорубова.

    • Галина, добрый день!

      Если письма пришли со штампом Европейского Суда по правам человека, то мы не видим причин для серьезного беспокойства. Конечно, проблемы могут быть, если, по мнению Секретариата Европейского Суда по правам человека, Вам необходимо было в предписанный (и указанный в письмах от него) срок исправить те или иные недочеты. Однако обоснованно предположить, была ли ситуация таковой, не представляется возможным.

      С уважением,

      Олег Анищик