III. Ещё несколько важных моментов:
- Я не работаю по рассказам о деле — только по документам. Другими словами, я не могу сказать, есть ли разумные основания для обращения в ЕСПЧ (и для вывода об удовлетворении потенциальной жалобы всем критериям приемлемости), если вы лишь расскажете мне о своей ситуации (устно или письменно). Исключения, когда заявитель — чуть ли не основной источник информации, а документов почти нет (например, это касается условий содержания под стражей), конечно, бывают. Но их нужно обсуждать отдельно. Общее правило — если документы по делу в принципе существуют (в т.ч. когда претензии предъявляются судам, вынесенным им актам), то я работаю именно по документам.
- Документы можно представить мне только в электронном виде. (Если вы не владеете техникой на том уровне, который позволит вам обратиться ко мне таким образом, попросите помочь вам кого-нибудь, кто владеет. Пожалуйста, не нужно просить меня помочь вам разобраться с техникой.) Я ни с кем не встречаюсь, чтобы лишь получить документы, потому что считаю это бессмысленной тратой времени (а работаю я, ещё раз повторюсь, только по документам, но не по рассказам; и я абсолютно всё и всегда делаю самостоятельно, поэтому мне тем более ценно моё рабочее время). Я также не вижу смысла проводить при заказчике оценку перспектив обращения в ЕСПЧ, которая может включать работу, не предполагающую общения с заказчиком: изучение письменных материалов дела, подбор и анализ практики ЕСПЧ, национального законодательства и практики его применения, формулирование, в т.ч. сначала для себя, выводов. (Хотя в комфорт-варианте при наличии такой возможности часть работы, а иногда и вся может быть проведена прямо во время беседы.) Равным образом я не вижу смысла встречаться с заказчиком для передачи ему результатов работы, поскольку я всё формулирую в письменном виде (в комфорт-варианте возможен устный рассказ о результатах оценки с уточнением по ходу интересующих деталей). И если у человека остаются какие-то вопросы после прочтения подготовленного мной текста, он может также задать их в письменном виде (в комфорт-варианте — также во время беседы). Таким образом, вся работа может быть сделана без личных встреч с заказчиком. Никакой необходимости в таких встречах обычно нет. Однако если по какой-то причине вы всё же хотите встретиться лично, то встреча продолжительностью до шести часов в Петербурге будет стоить 150 тыс. рублей, а в Москве — 300 тыс. рублей. Пожалуйста, обратите внимание, что я не торгую своими лицом, костюмом, галстуком, офисом, автомобилем или чем-то подобным. Я создаю тексты (судопроизводство в ЕСПЧ, напомню, практически на 100 процентов письменное). И предлагаю только и исключительно тексты. Если вы хотели бы встретиться на указанных условиях, напишите мне на oleg.anishchik@europeancourt.ru с указанием города и желаемых даты и времени, вы также можете указать на предмет оценки перспектив обращения в ЕСПЧ — более или менее подробно (если бы вы также хотели, чтобы до встречи я ознакомился с какими-либо документами, то их можно будет прислать мне после оплаты назначенной встречи; время работы с ними будет вычтено из общего времени встречи либо добавлено к нему, если общее время встречи и работы над документами превысит восемь часов, по ставке в 10 тыс. рублей за час).
- Если вы хотите прислать мне документы по электронной почте, а не через форму, размещенную выше, пожалуйста, при возможности также сначала загрузите материалы на тот или иной файлообменный сайт (некоторые из них указаны выше) и пришлите мне лишь ссылку для скачивания, не прикрепляйте документы непосредственно к письмам. Я был бы очень благодарен, если бы каждый документ размещался в одном файле (т.е. был бы не отдельный файл на каждую страницу многостраничного документа, а единый файл, например, формата PDF) и если в каждом файле размещался бы только один документ (а не сразу несколько). Я также был бы рад, если бы документы размещались в папке по хронологии (этого легко добиться, если в начале названия файла с документом писать дату в формате ГГГГММДД, например, 20171030 для 20 октября 2017 г.). И чтобы архивы не вкладывались один в другой. И названия файлов и папок не были бы слишком длинными. Но это, конечно, лишь пожелания, а не требования.
- Я не оказываю услуг на условиях оплаты в будущем (в т.ч. в виде «процента» в случае «победы»). Я также не торгуюсь. В том смысле, что я не поддерживаю обсуждение возможности получения той же самой услуги с полностью тем же содержанием за сумму меньше, чем я предлагаю. И, соответственно, я не предлагаю никому (ни по каким основаниям) никаких скидок на свои услуги. Но в некоторых вариантах вы можете получить за меньшую сумму ту же услугу, но с несколько иным содержанием: оценку перспектив обращения в ЕСПЧ с менее подробными объяснениями (или вообще без объяснений в какой-то части), более простую жалобу. При необходимости возможна рассрочка, однако полная оплата в любом случае должна быть получена к моменту передачи результатов заказанной услуги (результатов оценки перспектив, жалобы).
- Я занимаюсь любыми делами, которыми занимается ЕСПЧ. То есть работаю по делам, касающимся любых нарушений любых прав, гарантированных Европейской Конвенцией и ратифицированными страной Протоколами к ней, если эти нарушения предположительно допущены властями и теми, за кого они несут ответственность. Независимо от того, занимался ли я ранее именно такой категорией дел. Если раньше я не сталкивался с делами такой категории, то я считаю свою квалификацию достаточной, чтобы изучить этот вопрос в части практики ЕСПЧ, а также национального законодательства и практики его толкования и применения. Если я работал по делам этой категории, то мне всё равно необходимо изучить этот вопрос в части практики ЕСПЧ, которая могла измениться (быть дополненной, уточненной), а также национального законодательства и практики его толкования и применения, которые тоже очень даже могли поменяться — это всё необходимо проверять. Таким образом, отличий почти нет. Подходы же к организации работы по линии ЕСПЧ — они одинаковые по делам любых категорий, которыми занимается Страсбургский Суд. И я не отбираю для себя дела (какой-то категории или, скажем, с большими шансами на успех): если усматриваются хотя бы малейшие разумные перспективы, которые потенциальный заявитель был бы готов попытаться реализовать (или, применительно к эконом-варианту, я готов пытаться реализовать), то я могу помочь в этом, независимо о того, о каком деле идёт речь и какова вероятность «выиграть».
- Если вы готовы заказать оценку перспектив обращения в ЕСПЧ лишь в зависимости от определенных ответов на те или иные юридические вопросы — в отличие от неюридических вопросов об условиях, на которых я оказываю услуги (если вдруг что-то осталось непонятным после прочтения всего, что написано на этой странице), например, если вы — до заказа полной оценки перспектив обращения в ЕСПЧ — хотели бы понять, удовлетворяет ли потенциальная жалоба (на конкретные нарушения, которые в этом случае должны быть названы) какому-то из отдельных критериев приемлемости — так довольно часто бывает, если у потенциального заявителя большие сомнения в соответствии его жалобы какому-то из этих критериев, скажем, он может полагать, что с высочайшей вероятностью пропустил срок для подачи жалобы в ЕСПЧ, либо не обратился в ту национальную судебную инстанцию, к которой, как он предполагает, должен был обратиться, когда возможность обращения в неё с соответствующим вопросом уже упущена, — тогда вам нужно сначала (до заказа оценки) обратиться ко мне с этими вопросами в рамках платной консультации.
- Обращаться ко мне лучше сразу после получения копии решения суда первой инстанции (когда сохраняется возможность подачи апелляционной жалобы или дополнения к ней), изложив свои претензии к этому решению или предоставив проект апелляционной жалобы (а не просто прислав только решение суда первой инстанции, потому что я должен понимать суть Ваших претензий). В противном случае может быть упущена возможность заявить в национальных судах о нарушениях прав, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, жалобы на которые рассматривает ЕСПЧ, что может привести к неприемлемости жалобы на эти нарушения. (Ссылка на Конвенцию или Протокол значения не имеет, но важно по существу заявить о нарушении права, гарантированного Конвенцией или Протоколом.) Жертвы нарушений и их адвокаты зачастую не видят нарушений прав, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, а потому не заявляют о них в национальных судах. Или же считают, что жаловаться на это бессмысленно (что может быть так, если рассчитывать на удовлетворение жалобы на национальном уровне, но совершенно иначе, когда речь идет об обращении в ЕСПЧ, что требует предоставления национальным судам возможности признать и исправить нарушение под угрозой признания жалобы неприемлемой, если этого не сделать). См. пример кассационной жалобы, касающейся провокации преступления, чтобы понять, что может быть заказано с целью грамотного исчерпания внутренних средств правовой защиты перед обращением в ЕСПЧ (шансы на удовлетворение такой жалобы национальным судом ничтожно малы, однако ее подача необходима для исчерпания внутренних средств правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции). Если вы не обратились за жалобой в ЕСПЧ сразу после получения копии решения суда первой инстанции, то обратиться за ней можно, конечно, и позже. Однако затягивать с обращением в ЕСПЧ до конца срока может быть опасно по изложенным здесь причинам. (Кстати, мало кто знает, что в случае высокоприоритетных жалоб обратиться в ЕСПЧ — с рядом оговорок — можно и до исчерпания внутренних средств правовой защиты.)
- В стоимость оформления жалобы входят оформленный формуляр жалобы и оформленные приложения к нему, высылаемые заказчику по электронной почте. Их нужно только распечатать, подписать (в одном или нескольких местах — я даю подробные инструкции на этот счёт), сложить в конверт, который надписать и отправить в ЕСПЧ (от заявителя не требуется назначать представителя на первом этапе разбирательства, т.е. он может подать жалобу непосредственно, а если он и назначает представителя, то это может быть любой человек, например, близкий родственник, что на этом этапе наиболее адекватно). Помимо оплаты изучения материалов дела и — при наличии устраивающих перспектив — оформления жалобы на этапе обращения в ЕСПЧ нужно будет потратиться только на отправку жалобы в Страсбург. В случае, если жалоба не будет признана неприемлемой на первом этапе разбирательства и перейдёт на следующий этап, дальше могут потребоваться ещё затраты. Если жалоба будет рассматриваться в упрощенном порядке, т.е. речь будет идти только о типичных нарушениях, в отношении которых сложилась практика, властям будет предложено их признать и предложить компенсацию, власти это сделают, а заявитель согласится с ними, никаких затрат, не считая почтовых расходов, в общем-то не потребуется. Если же речь идёт о полноценном разбирательстве на втором этапе производства, то заявитель должен будет назначить себе в качестве представителя профессионального юриста и через него подать письменные замечания (а также может подать требования о справедливой компенсации). Соответственно, в этом случае основные затраты на втором этапе разбирательства — это оплата подготовки этих самых письменных замечаний (и требований о компенсации), а также их перевода на официальный язык ЕСПЧ (обычно переводят на английский). В остальном, опять-таки, потребуется лишь оплата почтовых расходов. Назвать стоимость подготовки письменных замечаний заявителя на этапе подготовки жалобы я не могу. Другими словами, я не могу заранее назвать всю сумму возможных затрат на разбирательство в ЕСПЧ при условии, что жалоба перейдёт на второй этап разбирательства. Потому что не могу оценить объем необходимой работы. Он зависит от того, какие вопросы (и в каком количестве) будут поставлены ЕСПЧ при переходе жалобы на второй этап разбирательства, т.е. при её коммуницировании, а также от того, какие возражения в отношении жалобы выскажут власти. Потому что письменные замечания заявителя — это ответы на вопросы ЕСПЧ, это ответы на аргументы властей, а иногда также корректировка изложения фактов дела (подготовленного ЕСПЧ или властями). Я могу лишь сказать, что обычно стоимость письменных замечаний заявителя на втором этапе примерно соответствует общей стоимости изучения материалов дела с целью определения перспективности обращения в ЕСПЧ и оформления жалобы. Но бывают и исключения. При этом затраты на подготовку письменных замечаний заявителя (как и жалобы, конечно) могут быть включены в требования о справедливой компенсации, подаваемые вместе с этими замечаниями. И при условии удовлетворения жалобы, документального подтверждения затрат, их разумности и наличия связи между этими затратами и защитой от признанных нарушений потраченное будет взыскано с властей. А вероятность удовлетворения жалобы при её переходе на следующий этап разбирательства (конечно, в той части, в которой она была переведена на этот этап) обычно грандиозно увеличивается (в сравнении с вероятностью удовлетворения этой же жалобы, имевшейся на момент её подачи в ЕСПЧ). В любом случае, ещё раз повторюсь, что на этапе работы над жалобой в ЕСПЧ я не могу назвать все возможные затраты, но могу назвать лишь стоимость подготовки жалобы (при наличии перспектив, конечно).
Здравствуйте, Олег.
Если не ошибаюсь, ЕСПЧ в одном из своих решений признал орган местного самоуправления лицом, которое может подавать жалобу в ЕСПЧ в случае нарушения государством прав муниципального образования, предусмотренных Конвенцией. Искал такие сведения на сайте, но ничего не нашёл. Если Вам известно о таком решении, не могли бы Вы сообщить его реквизиты.
Спасибо.
Здравствуйте!
Я не могу удовлетворить Вашу просьбу по причинам, изложенным в правилах данного сайта.
Я могу лишь сказать, что органы местного самоуправления, выполняющие функции публичной власти на основе соответствующих норм публичного (а не частного) права, не могут обратится с жалобой в Европейский Суд по правам человека, так как с точки зрения применения статьи 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод не признаются «неправительственными организациями» (физическими лицами они не могут быть признаны по очевидным причинам, в то время как больше никто не имеет права на обращение с индивидуальной жалобой в ЕСПЧ, не считая группы лиц, состоящей опять-таки из физических лиц и (или) неправительственных организаций), а признаются «государственными органами», которые не имеют права обращения с индивидуальной жалобой в Страсбургский Суд, т.к. в противном случае был бы нарушен принцип, согласно которому одно и то же государство не может выступать заявителем и ответчиком по тому же самому делу (см, например, Решения Европейского Суда по правам человека по вопросам приемлемости жалоб Ayuntamiento de Mula v. Spain (dec.), no. 55346/00, ECHR 2001-I, Danderyds Kommun v. Sweden (dec.), no. 52559/99, 7 June 2001, Municipal Section of Antilly v. France (dec.), no. 45129/98, ECHR 1999-VIII; Hatzitakis, and Thermaikos and Mikra Borough Councils v. Greece (dec.), nos. 48391/99 and 48392/99, 18 May 2000). О позиции Европейского Суда по правам человека, касающейся отнесения к «государственным органам» российских органов местного самоуправления, выполняющих публичные функции на основе норм публичного права, можно прочитать, например, здесь.
Олег Анищик
Здравствуйте! У нас такой вопрос, мы хотим подать жалобу в ЕСПЧ, все инстанции в России прошли, 6-месячный срок еще не проше с даты решения суда последней инстанции. Имеется почтовый адрес ЕСПЧ, но хотелось бы отправить по электронной почте, это вообще возможно, так делают? Если возможно, то где найти адрес электронной почты и как узнать, что он верный и что жалоба точно поступит?
Здравствуйте!
Нет, это невозможно. См. подраздел «Электронная почта (электронный адрес) Европейского Суда по правам человека» раздела «Адрес, факс, телефон и официальный сайт Европейского Суда».
Олег Анищик
Я обладаю статусом ребенок-сирота. Получила в дар 1/3 долю в праве собственности на квартиру. Судом отказано в предоставлении жилого помещения с учетом принадлежащей мне доли. Закон Пермского края № 255-пк от 14.07.2008 г, являющийся дополнительной гарантией по предоставлению жилья детям-сиротам не применен в полном объеме. Могу ли я обратиться в Европейский суд в связи с нарушением РФ моего права на получение жилья? Спасибо.
Здравствуйте!
Я не могу ответить на Ваш вопрос по причинам, изложенным в правилах данного сайта.
Олег Анищик
Добрый день! Подскажите пожалуйста, если есть основания чтобы дело рассмотрели в ускоренном порядке в европейском суде, где это указать в самой жалобе или надо отдельно написать заявление о просьбе рассмотреть дело в ускоренном порядке?
Здравствуйте!
Правило 41 Регламента Европейского Суда по правам человека, регулирующее вопросы очередности рассмотрения жалоб, не предусматривает прямо права заявителя или его представителя на обращение с ходатайством (заявлением) о рассмотрении жалобы в приоритетном (срочном, ускоренном) порядке, хотя и не запрещает обращаться с таковым. Поэтому форма и содержание подобного ходатайства никак не регулируются. При желании заявитель или его представитель может подать такое ходатайство в свободной форме, включив его в текст жалобы или выполнив в виде отдельного документа.
Обращаю внимание, что Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы в порядке, определяемом важностью и требуемой срочностью разрешения поставленных в них вопросов, как сказано в Правиле 41 Регламента Европейского Суда по правам человека и Правилах определения очередности рассмотрения жалоб Европейским Судом по правам человека. Любая жалоба рассматривается с той скоростью, которая соответствует важности и срочности разрешения поставленных в ней вопросов. Если из жалобы и (или) дополнений к ней усматривается необходимость рассмотрения жалобы в приоритетном порядке, она будет рассмотрена в таком порядке без всякого ходатайства.
Олег Анищик
Доброго времени Олег! У меня такой вопрос. Я был уволен со службы по нарушению контракта, а его я с работодателем не заключал. Прошёл почти все инстанции, осталась последняя но и она мне откажет в восстановлении. Могу ли я обратиться со своей проблемой в ЕСПЧ? Заранее спасибо
Здравствуйте!
Я не могу ответить на Ваш вопрос по причинам, изложенным в правилах данного сайта.
Олег Анищик
Можно ли в Европейский суд подать жалобу не на само Управление Департамента Правительства Москвы, руководитель которого привысив свои полномочия принял незаконное решение, а непосредственно на руководителя этого Управления (не являющегося юридическим лицом) как на физическое должностное лицо, естественно указав его официальную должность, или жалобы подаются только к Российской Федерации как к таковой, не конкретизируя ответчика в качестве должностного лица или названия филиала юридического лица государственного исполнительного органа власти субъекта федерации ?
Спасибо за быстрый ответ. Александр.
Здравствуйте!
Вы можете найти ответ на свой вопрос здесь (третий абзац).
Олег Анищик
как можно подать в ЕСПЧ по воросу выездной проверки и её отмены, прошли все инстанции.
Здравствуйте!
О том, как подать жалобу в Европейский Суд по правам человека, написано в разделе «Порядок обращения в Европейский Суд».
Если фактически Вы хотели спросить, имеются ли у Вас основания для обращения в Европейский Суд по правам человека с жалобой, касающейся некой «выездной проверки», в отношении которой Вы прошли некие «все инстанции», и (или) удовлетворяет ли Ваша потенциальная жалоба всем критериям приемлемости, то я не могу ответить на эти вопросы по причинам, изложенным в правилах сайта.
Олег Анищик
Посылала жалобу, но получила отрицательный ответ, т.к. не совсем точно указала какие конвенции нарушила Россия. Жалобу писала сама не было денег на адвоката. В настоящее время написана юридически грамотная жалоба адвоката, можно отправить ее от имени защитника. Спасибо.
Здравствуйте!
Вы можете найти ответ на свой вопрос здесь.
Олег Анищик
Здравствуйте! Мой представитель сообщил, что ЕСПЧ в связи с загруженностью временно приостановил прием жалоб, направляемых из РФ, Так ли это?
Здравствуйте!
Это не так.
Олег Анищик
добрый день, Олег! вместе с полной жалобой мы высылаем приложение (копии документов), а оно весит -несколько килограммов.. Можно отправить одной посылкой? или приложение отдельно от формуляра? Какой вес допустим?
Здравствуйте!
Приложения к жалобе являются ее частью (см. подпункт H пункта 1 Правила 47 Регламента Европейского Суда по правам человека и пункт 3 Практической инструкции по обращению в Европейский Суд). Поэтому по общему правилу жалоба на формуляре должна направляться в Европейский Суд по правам человека со всеми приложениями, то есть приложения к жалобе должны находиться вместе с собственно жалобой в одном письме (одном конверте, пакете, одной посылке, бандероли). Если по тем или иным причинам отправка жалобы вместе с приложениями невозможна, в сопроводительном письме (в свободной форме) к формуляру жалобы без приложений необходимо указать, что приложения по соответствующим причинам высылаются (будут высланы) отдельно.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, а также другие документы, регулирующие деятельность Европейского Суда по правам человека, не содержат требований, касающихся максимально допустимого веса жалобы, в т.ч. приложений к ней. Поэтому Вы можете направить в Страсбургский Суд жалобу любого веса. Я направлял жалобы весом до 8 килограммов, и мне в связи с этим не предъявлялось каких бы то ни было претензий.
Олег Анищик