III. Ещё несколько важных моментов:
- Я не работаю по рассказам о деле — только по документам. Другими словами, я не могу сказать, есть ли разумные основания для обращения в ЕСПЧ (и для вывода об удовлетворении потенциальной жалобы всем критериям приемлемости), если вы лишь расскажете мне о своей ситуации (устно или письменно). Исключения, когда заявитель — чуть ли не основной источник информации, а документов почти нет (например, это касается условий содержания под стражей), конечно, бывают. Но их нужно обсуждать отдельно. Общее правило — если документы по делу в принципе существуют (в т.ч. когда претензии предъявляются судам, вынесенным им актам), то я работаю именно по документам.
- Документы можно представить мне только в электронном виде. (Если вы не владеете техникой на том уровне, который позволит вам обратиться ко мне таким образом, попросите помочь вам кого-нибудь, кто владеет. Пожалуйста, не нужно просить меня помочь вам разобраться с техникой.) Я ни с кем не встречаюсь, чтобы лишь получить документы, потому что считаю это бессмысленной тратой времени (а работаю я, ещё раз повторюсь, только по документам, но не по рассказам; и я абсолютно всё и всегда делаю самостоятельно, поэтому мне тем более ценно моё рабочее время). Я также не вижу смысла проводить при заказчике оценку перспектив обращения в ЕСПЧ, которая может включать работу, не предполагающую общения с заказчиком: изучение письменных материалов дела, подбор и анализ практики ЕСПЧ, национального законодательства и практики его применения, формулирование, в т.ч. сначала для себя, выводов. (Хотя в комфорт-варианте при наличии такой возможности часть работы, а иногда и вся может быть проведена прямо во время беседы.) Равным образом я не вижу смысла встречаться с заказчиком для передачи ему результатов работы, поскольку я всё формулирую в письменном виде (в комфорт-варианте возможен устный рассказ о результатах оценки с уточнением по ходу интересующих деталей). И если у человека остаются какие-то вопросы после прочтения подготовленного мной текста, он может также задать их в письменном виде (в комфорт-варианте — также во время беседы). Таким образом, вся работа может быть сделана без личных встреч с заказчиком. Никакой необходимости в таких встречах обычно нет. Однако если по какой-то причине вы всё же хотите встретиться лично, то встреча продолжительностью до шести часов в Петербурге будет стоить 150 тыс. рублей, а в Москве — 300 тыс. рублей. Пожалуйста, обратите внимание, что я не торгую своими лицом, костюмом, галстуком, офисом, автомобилем или чем-то подобным. Я создаю тексты (судопроизводство в ЕСПЧ, напомню, практически на 100 процентов письменное). И предлагаю только и исключительно тексты. Если вы хотели бы встретиться на указанных условиях, напишите мне на oleg.anishchik@europeancourt.ru с указанием города и желаемых даты и времени, вы также можете указать на предмет оценки перспектив обращения в ЕСПЧ — более или менее подробно (если бы вы также хотели, чтобы до встречи я ознакомился с какими-либо документами, то их можно будет прислать мне после оплаты назначенной встречи; время работы с ними будет вычтено из общего времени встречи либо добавлено к нему, если общее время встречи и работы над документами превысит восемь часов, по ставке в 10 тыс. рублей за час).
- Если вы хотите прислать мне документы по электронной почте, а не через форму, размещенную выше, пожалуйста, при возможности также сначала загрузите материалы на тот или иной файлообменный сайт (некоторые из них указаны выше) и пришлите мне лишь ссылку для скачивания, не прикрепляйте документы непосредственно к письмам. Я был бы очень благодарен, если бы каждый документ размещался в одном файле (т.е. был бы не отдельный файл на каждую страницу многостраничного документа, а единый файл, например, формата PDF) и если в каждом файле размещался бы только один документ (а не сразу несколько). Я также был бы рад, если бы документы размещались в папке по хронологии (этого легко добиться, если в начале названия файла с документом писать дату в формате ГГГГММДД, например, 20171030 для 20 октября 2017 г.). И чтобы архивы не вкладывались один в другой. И названия файлов и папок не были бы слишком длинными. Но это, конечно, лишь пожелания, а не требования.
- Я не оказываю услуг на условиях оплаты в будущем (в т.ч. в виде «процента» в случае «победы»). Я также не торгуюсь. В том смысле, что я не поддерживаю обсуждение возможности получения той же самой услуги с полностью тем же содержанием за сумму меньше, чем я предлагаю. И, соответственно, я не предлагаю никому (ни по каким основаниям) никаких скидок на свои услуги. Но в некоторых вариантах вы можете получить за меньшую сумму ту же услугу, но с несколько иным содержанием: оценку перспектив обращения в ЕСПЧ с менее подробными объяснениями (или вообще без объяснений в какой-то части), более простую жалобу. При необходимости возможна рассрочка, однако полная оплата в любом случае должна быть получена к моменту передачи результатов заказанной услуги (результатов оценки перспектив, жалобы).
- Я занимаюсь любыми делами, которыми занимается ЕСПЧ. То есть работаю по делам, касающимся любых нарушений любых прав, гарантированных Европейской Конвенцией и ратифицированными страной Протоколами к ней, если эти нарушения предположительно допущены властями и теми, за кого они несут ответственность. Независимо от того, занимался ли я ранее именно такой категорией дел. Если раньше я не сталкивался с делами такой категории, то я считаю свою квалификацию достаточной, чтобы изучить этот вопрос в части практики ЕСПЧ, а также национального законодательства и практики его толкования и применения. Если я работал по делам этой категории, то мне всё равно необходимо изучить этот вопрос в части практики ЕСПЧ, которая могла измениться (быть дополненной, уточненной), а также национального законодательства и практики его толкования и применения, которые тоже очень даже могли поменяться — это всё необходимо проверять. Таким образом, отличий почти нет. Подходы же к организации работы по линии ЕСПЧ — они одинаковые по делам любых категорий, которыми занимается Страсбургский Суд. И я не отбираю для себя дела (какой-то категории или, скажем, с большими шансами на успех): если усматриваются хотя бы малейшие разумные перспективы, которые потенциальный заявитель был бы готов попытаться реализовать (или, применительно к эконом-варианту, я готов пытаться реализовать), то я могу помочь в этом, независимо о того, о каком деле идёт речь и какова вероятность «выиграть».
- Если вы готовы заказать оценку перспектив обращения в ЕСПЧ лишь в зависимости от определенных ответов на те или иные юридические вопросы — в отличие от неюридических вопросов об условиях, на которых я оказываю услуги (если вдруг что-то осталось непонятным после прочтения всего, что написано на этой странице), например, если вы — до заказа полной оценки перспектив обращения в ЕСПЧ — хотели бы понять, удовлетворяет ли потенциальная жалоба (на конкретные нарушения, которые в этом случае должны быть названы) какому-то из отдельных критериев приемлемости — так довольно часто бывает, если у потенциального заявителя большие сомнения в соответствии его жалобы какому-то из этих критериев, скажем, он может полагать, что с высочайшей вероятностью пропустил срок для подачи жалобы в ЕСПЧ, либо не обратился в ту национальную судебную инстанцию, к которой, как он предполагает, должен был обратиться, когда возможность обращения в неё с соответствующим вопросом уже упущена, — тогда вам нужно сначала (до заказа оценки) обратиться ко мне с этими вопросами в рамках платной консультации.
- Обращаться ко мне лучше сразу после получения копии решения суда первой инстанции (когда сохраняется возможность подачи апелляционной жалобы или дополнения к ней), изложив свои претензии к этому решению или предоставив проект апелляционной жалобы (а не просто прислав только решение суда первой инстанции, потому что я должен понимать суть Ваших претензий). В противном случае может быть упущена возможность заявить в национальных судах о нарушениях прав, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, жалобы на которые рассматривает ЕСПЧ, что может привести к неприемлемости жалобы на эти нарушения. (Ссылка на Конвенцию или Протокол значения не имеет, но важно по существу заявить о нарушении права, гарантированного Конвенцией или Протоколом.) Жертвы нарушений и их адвокаты зачастую не видят нарушений прав, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, а потому не заявляют о них в национальных судах. Или же считают, что жаловаться на это бессмысленно (что может быть так, если рассчитывать на удовлетворение жалобы на национальном уровне, но совершенно иначе, когда речь идет об обращении в ЕСПЧ, что требует предоставления национальным судам возможности признать и исправить нарушение под угрозой признания жалобы неприемлемой, если этого не сделать). См. пример кассационной жалобы, касающейся провокации преступления, чтобы понять, что может быть заказано с целью грамотного исчерпания внутренних средств правовой защиты перед обращением в ЕСПЧ (шансы на удовлетворение такой жалобы национальным судом ничтожно малы, однако ее подача необходима для исчерпания внутренних средств правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции). Если вы не обратились за жалобой в ЕСПЧ сразу после получения копии решения суда первой инстанции, то обратиться за ней можно, конечно, и позже. Однако затягивать с обращением в ЕСПЧ до конца срока может быть опасно по изложенным здесь причинам. (Кстати, мало кто знает, что в случае высокоприоритетных жалоб обратиться в ЕСПЧ — с рядом оговорок — можно и до исчерпания внутренних средств правовой защиты.)
- В стоимость оформления жалобы входят оформленный формуляр жалобы и оформленные приложения к нему, высылаемые заказчику по электронной почте. Их нужно только распечатать, подписать (в одном или нескольких местах — я даю подробные инструкции на этот счёт), сложить в конверт, который надписать и отправить в ЕСПЧ (от заявителя не требуется назначать представителя на первом этапе разбирательства, т.е. он может подать жалобу непосредственно, а если он и назначает представителя, то это может быть любой человек, например, близкий родственник, что на этом этапе наиболее адекватно). Помимо оплаты изучения материалов дела и — при наличии устраивающих перспектив — оформления жалобы на этапе обращения в ЕСПЧ нужно будет потратиться только на отправку жалобы в Страсбург. В случае, если жалоба не будет признана неприемлемой на первом этапе разбирательства и перейдёт на следующий этап, дальше могут потребоваться ещё затраты. Если жалоба будет рассматриваться в упрощенном порядке, т.е. речь будет идти только о типичных нарушениях, в отношении которых сложилась практика, властям будет предложено их признать и предложить компенсацию, власти это сделают, а заявитель согласится с ними, никаких затрат, не считая почтовых расходов, в общем-то не потребуется. Если же речь идёт о полноценном разбирательстве на втором этапе производства, то заявитель должен будет назначить себе в качестве представителя профессионального юриста и через него подать письменные замечания (а также может подать требования о справедливой компенсации). Соответственно, в этом случае основные затраты на втором этапе разбирательства — это оплата подготовки этих самых письменных замечаний (и требований о компенсации), а также их перевода на официальный язык ЕСПЧ (обычно переводят на английский). В остальном, опять-таки, потребуется лишь оплата почтовых расходов. Назвать стоимость подготовки письменных замечаний заявителя на этапе подготовки жалобы я не могу. Другими словами, я не могу заранее назвать всю сумму возможных затрат на разбирательство в ЕСПЧ при условии, что жалоба перейдёт на второй этап разбирательства. Потому что не могу оценить объем необходимой работы. Он зависит от того, какие вопросы (и в каком количестве) будут поставлены ЕСПЧ при переходе жалобы на второй этап разбирательства, т.е. при её коммуницировании, а также от того, какие возражения в отношении жалобы выскажут власти. Потому что письменные замечания заявителя — это ответы на вопросы ЕСПЧ, это ответы на аргументы властей, а иногда также корректировка изложения фактов дела (подготовленного ЕСПЧ или властями). Я могу лишь сказать, что обычно стоимость письменных замечаний заявителя на втором этапе примерно соответствует общей стоимости изучения материалов дела с целью определения перспективности обращения в ЕСПЧ и оформления жалобы. Но бывают и исключения. При этом затраты на подготовку письменных замечаний заявителя (как и жалобы, конечно) могут быть включены в требования о справедливой компенсации, подаваемые вместе с этими замечаниями. И при условии удовлетворения жалобы, документального подтверждения затрат, их разумности и наличия связи между этими затратами и защитой от признанных нарушений потраченное будет взыскано с властей. А вероятность удовлетворения жалобы при её переходе на следующий этап разбирательства (конечно, в той части, в которой она была переведена на этот этап) обычно грандиозно увеличивается (в сравнении с вероятностью удовлетворения этой же жалобы, имевшейся на момент её подачи в ЕСПЧ). В любом случае, ещё раз повторюсь, что на этапе работы над жалобой в ЕСПЧ я не могу назвать все возможные затраты, но могу назвать лишь стоимость подготовки жалобы (при наличии перспектив, конечно).
Здравствуйте уважаемый Олег! У меня вопрос такой: Если просить Европейский суд о предварительных мерах ,то каким образом суд уведомляет о них (мерах).Если суд не удовлетворит ходатайство , то каким образом можно узнать об етом «не удовлетворении»?Заранее спасибо.С уважением Ольга.
Уважаемая Ольга!
Секретариат Европейского Суда по правам человека уведомляет заявителя или его представителя (при наличии такового) обо всех значимых решениях, принимаемых в ходе разбирательства по жалобе, в письменном виде. Кроме того, в случае указания в ходатайстве о применении обеспечительных мер, предусмотренных статьей 39 Регламента Европейского Суда по правам человека, факса и (или) телефона заявителя или его представителя, они могут быть дополнительно уведомлены соответствующим образом. О применении обеспечительных мер можно также узнать от государственных органов, которые в связи с этим должны совершить определенные действия или воздержаться от таковых. Они достаточно быстро получают информацию от Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, который уведомляется Секретариатом о применении обеспечительных мер незамедлительно (в день принятия соответствующего решения).
С уважением,
Олег Анищик
Здравствуйте, Олег! Из Вашего ответа я не поняла ничего, Как искать судьбу своей жалобы я не пойму. У меня возникла мысль, а дошло ли мое письмо вообще до Страсбурга? Почему отсутствуют сведения по указанному мною номеру? Может быть этот номер моей жалобе присвоили где-нибудь в Рязани? Помогите разобраться.
Здесь вопрос не только касается 2-х летней моей пенсии. Пока я выдирала свою комнату у этих негодяев у меня умерла мама, Ветеран ВОВ, я стала совсем больная, мне отравили душу. По сравнению с этим 2-х летняя пенсия кажется каплей в море.
Хотя я с ребенком выживала впроголодь, я одинокая мать.
Мои данные: Сердюкова Людмила Викторовна 1953 года рожд. Может это поможет Вам что-то найти .Я не могу. Спасибо.
Уважаемая Людмила!
О том, как узнать судьбу жалобы, поданной в Европейский Суд по правам человека, написано в разделе «Какова судьба моей жалобы, направленной в Европейский Суд?». Вам необходимо нажать на название этого раздела, которое представляет собой ссылку, чтобы перейти в него и найти ответ на свой вопрос. В частности, в этом разделе Вы можете прочитать, в каких случаях информация о принятых по жалобе решениях размещается в открытых базах Европейского Суда по правам человека и что именно может означать отсутствие такой информации в них. Все, что мы можем сказать по заданному Вами вопросу, написано в указанном выше разделе. Добавить к написанному нам нечего.
С уважением,
Олег Анищик
Здравствуйте, Олег! Я являюсь представителем Заявителя. Мной получено уведомление из ЕСПЧ. Начала подготовку официального формуляра. В присланных документах ( в книге) присутствует образец формуляра, внизу которого на страницах написано «Открепите этот формуляр и отправьте его в суд». Нужно это делать или нет? Я стала заполнять формуляр по образцу, выложенному на сайте суда. Извините, я очень боюсь в чем -нибудь ошибиться. Спасибо.
Уважаемая Елена!
Процитированная Вами фраза означает, что в случае заполнения непосредственно (вручную) именно того бланка формуляра, который находится в середине пакета «Документации для желающих обратиться в Европейский Суд по правам человека», перед отправкой он должен быть отсоединен от этого пакета. Другими словами, это значит, что возвращать в Европейский Суд по правам человека текст Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней, инструкцию, пояснительную записку и другие документы, прикрепленные к формуляру, не нужно. Но Вы можете воспользоваться формуляром жалобы в электронном виде, заполнить его на компьютере, распечатать, подписать и направить в Европейский Суд по правам человека. В этом случае ничего ниоткуда откреплять не нужно.
С уважением,
Олег Анищик
Уважаемый Олег! В предварительной жалобе был указан только один заявитель. Возможно ли дополнить число заявителей при подаче официального формуляра? Спасибо.
Уважаемая Елена!
Ответ на Ваш вопрос зависит от того, соблюдаются ли в отношении тех заявителей, которые не были указаны в предварительной жалобе, все критерии приемлемости жалобы. В частности, речь идет о соблюдении правила о шестимесячном сроке на обращение в Европейский Суд по правам человека. В отношении того заявителя, который был указан в предварительной жалобе, этот срок был пресечен ее подачей. Безусловно, предварительная жалоба не может пресечь шестимесячный срок в отношении тех предполагаемых жертв нарушений прав, которые в ней не указаны. Однако в случае, если к настоящему времени, то есть к моменту составления полной жалобы на формуляре, шестимесячный срок на обращение в Европейский Суд по правам человека в отношении тех заявителей, которые не были упомянуты в предварительной жалобе, не истек, то (при условии соблюдения всех остальных критериев приемлемости) ничто не мешает включить их в жалобу в качестве предполагаемых жертв нарушений (заявителей).
С уважением,
Олег Анищик
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, где можно найти официальную статистику исполнения решений ЕСПЧ в Российской Федерации?
Спасибо!
Уважаемая Елена!
Ваш вопрос не в полной мере понятен, так как неясно, что Вы называете «исполнением решений» Европейского Суда по правам человека, то есть что именно должна отражать подобная статистика. Поэтому мы не можем Вам ответить.
С уважением,
Олег Анищик
Также хотелось бы узнать, как скоро исполняются решений ЕСПЧ Российской Федерацией, и кто контролирует их исполнение на международном и внутригосударственнном уровне?
Еще раз спасибо!
Уважаемая Елена!
Ваш первый вопрос непонятен по той же причине, по которой нам был неясен Ваш предшествующий вопрос.
Контроль за исполнением Постановлений Европейского Суда по правам человека на уровне Совета Европы осуществляет отдел исполнения решений Европейского Суда по правам человека директората по правам человека и правовым вопросам Комитета Министров Совета Европы. На уровне Российской Федерации все вопросы, связанные с исполнением решений Европейского Суда по правам человека, решает Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.
С уважением,
Олег Анищик
Оплачивается ли пошлина за рассмотрение жалобы в ЕСПЧ
Уважаемая Елена!
Вы можете найти ответ на свой вопрос в разделе «Порядок обращения в Европейский Суд».
С уважением,
Олег Анищик
Подскажите Уважаемый Олег!
Если жалобу в Европейский суд подает несовершеннолетний, это имеет какое то значение для ускорения ее рассмотрения?
Уважаемая Елена!
Сам по себе возраст заявителя не имеет никакого значения с точки зрения скорости рассмотрения жалобы, поданной им (от его имени) в Европейский Суд по правам человека.
С уважением,
Олег Анищик
Спасибо Вам за скорый ответ, а скажите есть какая то судебная практика рассмотрения жалоб несовершеннолетних в Европейском суде?
Заранее спасибо!
Уважаемая Елена!
Практика рассмотрения Европейским Судом по правам человека жалоб, поданных от имени детей, весьма обширна.
С уважением,
Олег Анищик
Моего несовершеннолетнего сына осудили по ч.3 ст228.1, мы хотим подавать жалобу в Европейский суд . Где можно найти подобные дела уже рассмотренные Европейским судом.
Спасибо
Уважаемая Елена!
Ваш вопрос не в полной мере ясен, так как непонятно, в чем именно должно заключаться подобие. Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы на предполагаемые нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод и (или) Протоколов к ней. Поэтому дела могут быть более или менее похожими друг на друга именно в аспекте предполагаемых нарушений Конвенции и Протоколов. Однако Вы ничего не пишете о подобного рода нарушениях, поэтому на Ваш вопрос не представляется возможным ответить.
С уважением,
Олег Анищик
Скажите пожалуйста после какой инстанций кассационной или же Верховного Суда можно обратиться в Европейский Суд по правам человека. Спасибо.
Уважаемая Галина!
Пожалуйста, прочитайте раздел «Необходимость исчерпания всех средств правовой защиты на национальном уровне до обращения в Европейский Суд». Там Вы найдете ответ на интересующий Вас вопрос.
Прямой связи между обращениями в Верховный Суд РФ и Европейский Суд по правам человека нет. Например, обращение с надзорной жалобой в Верховный Суд РФ не является условием подачи жалобы в Страсбургский Суд, а обращение в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой на решение, вынесенное судом уровня субъекта РФ, напротив, является средством правовой защиты от нарушений права на справедливое судебное разбирательство и должно предшествовать подаче жалобы в Европейский Суд по правам человека.
С уважением,
Олег Анищик
Из Европейского Суда мне выслали копию письма правительства РФ об односторонней просьбе Суду вычеркнуть мою жалобу из списка, поскольку правительство предлагает по их мнению справедливую компенсацию за длительность рассмотрения моего иска. Секретарь суда по поручению Председателя палаты предоставила мне возможность предоставить последние любые замечания по письму правительства к 28 октября 2010 года. Я получила письмо с приложением ответа от правительства 10 октября 2010 года. Пожалуйста, помогите определиться со сроками. 28 октября, это последний срок по высылке меморандума заявителя по почте, либо уже письмо должно дойти до Европейского суда? И еще: в процессуальных инструкциях со стороны Суда, сообщается, что были высланы вопросы сторонам спора, я же вопросов не получала, а только извещение, что Председатель палаты решил уведомить власти РФ о моей жалобе. Просто следовать инструкции и самостоятельно возражать против вычеркивания жалобы из списка по причине того, что я в жалобе ссылалась еще на 2 статьи Конвенции, которые предположительно нарушила РФ? Прошу, очень срочно ответить, помочь мне по срокам отправки. Если можно ответ по моему эл. адресу. Валентина
Уважаемая Валентина!
Любой день, указанный Секретариатом Европейского Суда по правам человека в качестве последнего дня срока, предоставленного для направления тех или иных документов, является последним днем, в который они могут быть отправлены в Страсбургский Суд по почте (датой, указываемой на исходящем почтовом штемпеле; исключение составляет лишь ходатайство о передаче дела на рассмотрение Большой Палаты Европейского Суда по правам человека в соответствии с пунктом 1 статьи 43 Конвенции, которое должно быть не просто отправлено в Страсбургский Суд до указанной Секретариатом даты, но должно быть получено им до этого дня, включая его; см. Постановление Большой Палаты Европейского Суда по правам человека по делу «Ковачич и другие против Словении» (Kovacic and Others v. Slovenia, жалобы NN 44574/98 и др.) от 03 октября 2008 года (пункт 197)).
Судя по написанному, возможно, Ваша жалоба подпала под процедуру исполнения пилотного Постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Бурдов против России (N 2)» (Burdov v. Russia (N 2), жалоба N 33509/04) от 15 января 2009 года. Если это так, то она рассматривается в особом порядке, никаких специальных вопросов сторонам задано не было, а письменных возражений (меморандума) на письменные возражения (меморандум) властей Российской Федерации от Вас не ждут, так как никаких письменных возражений (меморандума) государство-ответчик не предоставляло, вместо этого признав нарушение, состоящее в чрезмерной длительности судебного разбирательства, и предложив компенсацию за него.
Что касается других нарушений, то с высокой степенью вероятности Европейский Суд по правам человека посчитал, что они не были допущены и (или) жалоба в этой части не соответствует предъявляемым к ней требованиям. Если на основе одностороннего заявления властей государства-ответчика жалоба в итоге будет исключена Европейским Судом по правам человека из списка дел, подлежащих рассмотрению, Вы сможете увидеть в тексте соответствующего решения указание на то, что в части, не касающейся чрезмерной длительности судебного разбирательства, жалоба не была коммуницирована властям государства-ответчика. Другими словами, никакого отдельного решения, касающегося оставшейся части жалобы, Европейский Суд по правам человека принимать в этом случае не будет. Поэтому Ваши аргументы, касающиеся того, что жалобу не следует исключать из списка дел, подлежащих рассмотрению, так как в ней заявлены и другие нарушения, могут в принципе не иметь никакого значения. Европейский Суд по правам человека, если мы правильно поняли, просит Вас высказать свои комментарии, касающиеся именно одностороннего заявления властей государства-ответчика, а оно, вероятно, касается только и исключительно чрезмерной длительности судебного разбирательства. Таким образом, в настоящее время Вы можете лишь выразить обоснованное несогласие с размером предложенной компенсации, объяснив (и в необходимых случаях подтвердив документально), почему он неадекватен имевшему место нарушению, причиненному им имущественному ущербу и моральному вреду, а также расходам, связанным с обращением в Европейский Суд по правам человека.
С уважением,
Олег Анищик