Получить консультацию

Я консультирую только в письменном виде. Я не консультирую по телефону и скайпу, а также в мессенджерах. Тем более я не встречаюсь ни с кем для очных консультаций.

Вы можете задать мне свои вопросы прямо с этой страницы и после оплаты получить ответы на них по электронной почте. Вопросы, заданные иным образом, в том числе направленные мне непосредственно по электронной почте, будут оставлены без ответа. Автору вопросов может быть отправлена ссылка на эту страницу. Копии документов, необходимых для консультации, могут быть предоставлены также прямо через эту страницу (необходимые инструкции приведены ниже).

Для юристов, в т.ч. адвокатов, а также тех, кто называет себя правозащитниками, не делается никаких исключений. Любой, кто хочет обратиться ко мне со своими вопросами, касающимися ЕСПЧ, может сделать это только в порядке и на условиях, описанных на этой странице. В противном случае вопросы будут оставлены без ответа.

Время подготовки консультации обычно не превышает 24 часов. Иногда консультация готова уже через несколько минут после получения вопросов.

Консультация стоит от 1000 рублей. Конечно, Вы платите за предоставление информации. Но я фактически продаю своё время, затраченное на понимание того, что Вам нужно, на поиск необходимой Вам информации, на изложение её таким образом, чтобы она была понятна. В консультацию может быть включена информация, выходящая за рамки ответа на заданный вопрос, если, судя по вопросу, эта информация может быть для Вас весьма важной и, возможно, Вам неизвестной. 1000 рублей - это стоимость консультации, на которую в общей сложности затрачивается не более 10 минут: от момента, когда я начинаю читать пришедшие мне вопросы, до момента, когда я поставил точку в конце своего ответа на них. Даже если консультация состоит из одного слова (например, "да" или "нет"), то её стоимость составит 1000 рублей. Это - минимальная стоимость консультации. Если на консультацию необходимо более 10 минут, то стоимость каждой дополнительной минуты составляет 100 рублей. Например, стоимость консультации, на которую потребовалась четверть часа, составит 1500 рублей. Постановка дополнительных вопросов в ответ на предоставленную письменную консультацию рассматривается как обращение за новой консультацией. Поэтому, пожалуйста, задавайте все интересующие Вас вопросы сразу.

Счёт, в котором указана стоимость консультации, высылается Вам по электронной почте после подготовки ответов на Ваши вопросы. Сама консультация высылается после получения оплаты. На это может потребоваться от нескольких минут до нескольких часов (в т.ч. учитывая нахождение в разных часовых поясах). Вы всегда имеете возможность отказаться от консультации, если Вас не устраивает её стоимость (когда она превышает 1000 рублей), просто не оплачивая полученный счёт. При оплате выставленного счёта обязательно укажите в комментарии e-mail, с которого была заказана консультация.

Консультация может быть оплачена онлайн без комиссии банковской картой или Яндекс.Деньгами (счёт в Яндекс.Деньгах может быть пополнен, в частности, через банкоматы и терминалы Сбербанка (с карт любых банков) или в Сбербанке Онлайн либо с комиссией с баланса мобильного телефона).

Пожалуйста, отнеситесь к обращению ко мне за письменной консультацией как к приходу к адвокату на очную консультацию: едва ли в этом случае Вы будете ожидать обслуживания Вас бесплатно или не принесёте с собой документы, изучение которых более или менее явно требуется для ответа на Ваши вопросы. Спасибо!

Чтобы задать мне вопросы, касающиеся порядка обращения в ЕСПЧ с жалобой против России или процедуры рассмотрения им таких жалоб:

1. Убедитесь, что ни один из Ваших вопросов не относится к часто задаваемым вопросам, ответы на которые уже размещены на сайте (кликните по вопросу, чтобы перейти к ответу на него):

  1. 1.1. как узнать судьбу жалобы, отправленной в ЕСПЧ (получена ли она, коммуницирована ли, принято ли по ней то или иное решение или когда оно будет принято);
  2. 1.2. как долго ЕСПЧ рассматривает жалобы, в т.ч. на любом из этапов производства;
  3. 1.3. что делать, если жалоба долго, по Вашему мнению, не рассматривается ЕСПЧ (ответ: ожидать рассмотрения жалобы);
  4. 1.4. где найти решение ЕСПЧ по тому или иному делу или его перевод на русский язык;
  5. 1.5. имеется ли статистика по тому или иному вопросу, касающемуся ЕСПЧ;
  6. 1.6. где взять (и как скачать) формуляр жалобы в ЕСПЧ.

2. Также убедитесь, что Вы не собираетесь отправить мне:

  1. 2.1. какой бы то ни было вопрос об обращении в ЕСПЧ с жалобой на государство, отличное от России (даже если Вам кажется, что ответ на него должен быть таким же, как если бы речь шла о России);
  2. 2.2. вопрос о том, получено ли Ваше письмо ЕСПЧ;
  3. 2.3. вопрос о том, где найти тот или иной «образец жалобы»;
  4. 2.4. вопрос о том, что делать (что дальше делать, что теперь делать, что можно сделать, как поступить и пр.), если непонятно, с какой конкретной и непосредственной целью задающий вопрос хотел бы что-либо сделать;
  5. 2.5. вопрос, ответ на который, судя по самому этому вопросу, известен задающему и не требует подтверждения (воспроизведения) мной, поскольку не вызывает разумных сомнений;
  6. 2.6. вопрос, явно лишенный смысла, абстрактный («Как Вы можете это прокомментировать?») или очень широкий, т.е. сформулированный не как вопрос по конкретному делу, пусть даже в тексте, сопровождающем вопрос, упоминается конкретное дело («Как правильно написать жалобу в ЕСПЧ?»);
  7. 2.7. вопрос о том, где найти того, который мог бы представлять интересы в ЕСПЧ, в т.ч. подготовить жалобу, в частности, бесплатно, или оказать любые иные услуги платно или бесплатно (я предлагаю только свои услуги, а не чьи бы то ни было еще);
  8. 2.8. вопрос о том, где найти переводчика (я перевожу свои тексты сам, а услуг по переводу чужих текстов не предоставляю);
  9. 2.9. вопрос, явно представляющий собой учебное задание для студентов или школьников; запросы информации в любых чисто учебных целях (аспирантами, дипломниками и пр.);
  10. 2.10. вопрос, касающийся работы/стажировки в ЕСПЧ;
  11. 2.11. жалобу или другое сообщение, адресованное ЕСПЧ – с целью доставки адресату;
  12. 2.12. жалобу на ЕСПЧ, на любое лицо, орган, организацию, если она не является частью конкретного (и не риторического) вопроса;
  13. 2.13. просьбу о помощи, не сопровождаемую конкретными вопросами (описание ситуации, завершающееся словами типа «Помогите мне»);
  14. 2.14. сообщение, содержащее спам, рекламу или оскорбления;
  15. 2.15. какой бы то ни было вопрос о новом законе, согласно которому Конституционный Суд РФ может разрешать вопрос о возможности исполнения Постановления ЕСПЧ, если только ЕСПЧ уже не вынес по Вашей жалобе Постановление, в котором дал такое истолкование Конвенции или Протокола к ней, которое действительно способно привести к расхождению с Конституцией РФ и, соответственно, стать предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ, и Вы можете показать, в чем конкретно, по Вашему мнению, заключается такое расхождение, или Ваша жалоба в ЕСПЧ действительно способна привести к вынесению такого Постановления (в этом случае требуется представление поданной или еще не поданной жалобы либо всех необходимых материалов для оценки перспектив обращения с ней);
  16. 2.16. вопрос, не касающийся ЕСПЧ (в т.ч. о том, что (другое) можно сделать, если не усматривается перспектив обращения в ЕСПЧ);

3. Обратите внимание, что ответ на любой из следующих вопросов может быть предоставлен только если, во-первых, названо конкретное нарушение, которого он касается, во-вторых, вопрос сопровождается копиями материалов дела (всех решений судов и других органов (должностных лиц), к которым имеются претензии, всех апелляционных, всех кассационных, всех надзорных жалоб (в т.ч. любых дополнительных жалоб, дополнений к жалобам), поданных в суды на эти решения (и проекты еще не поданных жалоб при наличии), всех решений, принятых по результатам рассмотрения этих жалоб; при необходимости после получения Вашего вопроса я могу запросить дополнительные документы):

  1. 3.1. усматриваются ли в ситуации, о которой Вы ведете речь, признаки нарушений прав, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней, жалобы на которые рассматривает ЕСПЧ, т.е. вопросы типа «Могу ли я подать на это жалобу в ЕСПЧ?», «Есть ли здесь нарушения?», «Какая статья Конвенции здесь нарушена?» и т.п. См. на конкретных примерах краткие объяснения того, почему на такие вопросы в абсолютном большинстве случаев невозможно ответить без изучения материалов дела, здесьздесь и здесь;
  2. 3.2. в какие национальные инстанции, в т.ч. судебные, необходимо обратиться (решений каких инстанций следует или не следует дождаться) перед подачей жалобы в ЕСПЧ (достаточно ли обращения в ту или иную инстанцию (инстанции), является ли решение того или иного органа, в т.ч. суда, окончательным решением по делу в смысле пункта 1 статьи 35 Конвенции);
  3. 3.3. когда начинает течь или истекает (как исчисляется) шестимесячный срок на обращение в ЕСПЧ с любой конкретной жалобой (не пропущен ли он);
  4. 3.4. удовлетворяет ли потенциальная жалоба в ЕСПЧ любому другому критерию приемлемости;
  5. 3.5. можно ли добиться в результате обращения в ЕСПЧ того, чего Вы хотите добиться (и что в принципе можно получить в результате обращения в ЕСПЧ с соответствующей жалобой), в т.ч. в части компенсации;
  6. 3.6. какова практика ЕСПЧ по тому или иному вопросу (в т.ч. о размере присуждаемой им компенсации), обращался ли кто-либо в ЕСПЧ с аналогичной жалобой.

Подготовка ответов на вопросы, указанные в п.п. 3.1—3.6 выше, может потребовать достаточно много времени, в результате чего стоимость консультации по таким вопросам может быть довольно высокой. В частности, ответ на первый вопрос требует изучения материалов дела и подбор подходящей практики ЕСПЧ с последующей подготовкой понятного текста с подробными ссылками на эти материалы и практику. Важно, что при отсутствии признаков нарушений заказчику консультации предоставляется подробное объяснение, почему они отсутствуют. По общему правилу я не могу предлагать отказаться от таких объяснений, даже если в них нет потребности, поскольку в этом случае получилось бы, что результатом моей многочасовой работы по выяснению того, что разумных признаков нарушений не усматривается, стоимость которой может составлять много тысяч рублей, было бы всего одно предложение: "Я не усматриваю разумных признаков каких-либо нарушений" (или конкретных нарушений, если они названы в вопросе), - что едва ли является адекватным. (Однако если Вас это устраивает, то прямо и чётко напишите в своем запросе на получение консультации, что Вам не нужно обоснование отсутствия признаков нарушений, если их разумные признаки не усматривается, и Вы при этом готовы оплатить время, затраченное мной на то, чтобы установить это. То же самое касается ответов на любые другие вопросы, которые зависят от наличия признаков собственно нарушения.) Ответ на вопросы из п. 3.2 предполагает сначала определение того, усматриваются ли разумные признаки каждого из нарушений, в отношении которого дается ответ на этот вопрос. Другими словами, я не определяю средства защиты от нарушения (и их наличие), если мной не установлены разумные признаки этого нарушения, которое при этом должно быть в достаточной степени конкретизировано. Т.е. никаких ответов на вопрос типа: "А нужно ли обращаться в Верховный Суд РФ, если я считаю, что нарушено право на справедливое судебное разбирательство". Сначала я должен установить, что усматриваются разумные признаки конкретного нарушения этого права (и, в частности, что это право вообще распространялось на разбирательство, о котором идет речь). И только после этого смогу ответить, можно ли говорить о наличии средств правовой защиты от этого нарушения, а если да, то каких и относится ли к ним обращение в Верховный Суд РФ (и с какой вероятностью). Ответ на вопросы из п. 3.3. предполагает предварительное определение и разумных признаков каждого из нарушений, и средств правовой защиты от каждого из них, и того, исчерпаны ли они, если такие средства имеются. Ответ на вопрос из п. 3.6 может требовать многочасовых поисков по базе решений ЕСПЧ (для всех консультаций поиск всегда производится по полной базе всех оригинальных решений в ЕСПЧ, я никогда не использую поиск только по той малой части решений, которая переведена на русский язык).

Оценку ситуации на предмет наличия признаков нарушений Конвенции и Протоколов к ней и удовлетворения соответствующей жалобы всем критериям приемлемости также можно получить, обратившись ко мне с запросом о стоимости подготовки жалобы в ЕСПЧ, если при наличии устраивающих Вас перспектив и согласии со стоимостью Вы готовы заказать у меня подготовку жалобы. Обратите внимание, что при отсутствии перспектив подготовку соответствующего обоснования можно получить только в качестве отдельной платной услуги.

4. Сформулируйте свои вопросы как можно более подробно (потяните за нижний правый угол поля, чтобы увеличить его до удобных размеров):

5. Если Вы хотите сопроводить свои вопросы копиями тех или иных документов, сделайте с ними следующее: (а) отсканируйте или сфотографируйте их на цифровую камеру (например, смартфона); (б) поместите их в одну папку; (в) заархивируйте эту папку; (г) загрузите полученный архивный файл на один из файлообменных сайтов (для почты на mail.ru, yandex.ru, gmail.com, любой другой); (д) скопируйте предоставленную файлообменным сайтом ссылку для скачивания загруженного файла; (е) вставьте полученную ссылку сюда:

6. Представьтесь и напишите, как с Вами связаться:

7.

  1. Обратите внимание, что в настоящее время непосредственно на сайте получить ответы на свои вопросы нельзя. Однако более 13 тысяч вопросов и ответов, размещенных на сайте ранее, по-прежнему доступны. Кроме того, на сайте можно задать вопросы, а ответы получить по электронной почте.