01 июля 2010 года Европейский Суд по правам человека коммуницировал жалобу юриста из Хабаровска Константина Владимировича Бубона, также известного как пользователь Живого журнала Злой дух Ямбуя (aerosnake).
Константин Владимирович обратился с жалобой на нарушение статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (свобода выражения мнения) в связи с отказом предоставить ему информацию, необходимую для его научных исследований.
Константин Владимирович на постоянной основе пишет юридические статьи для различных российских правовых журналов и информационных систем. Согласно утверждениям автора жалобы, его работа часто требует глубоких научных исследований в сфере правоприменения в Хабаровском крае. В подтверждение этого заявитель приложил к жалобе копии договоров с известными юридическими издательствами, публикующими различные юридические журналы, в том числе один, издаваемый под эгидой Управления делами Президента РФ. В соответствии с условиями указанных договоров автор выполнял работу по подготовке статей по юридической тематике.
Получив заказ на подготовку статьи, посвященной вопросам проституции и борьбы с ней в Хабаровском крае, 12 мая 2009 года Константин Владимирович направил начальнику УВД по Хабаровскому краю заказное письмо с просьбой предоставить ему статистическую информацию, необходимую для исследований. В соответствующей части письма говорилось следующее:
«[Мне] необходима, в частности, следующая информация за период с 2000 по 2009 годы:
— число лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 6.11. КоАП РФ (занятие проституцией), с указанием пола, места постоянного жительства (в Хабаровском крае или за его пределами), гражданства (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства) лица и года совершения правонарушения;
— количество уголовных дел, возбужденных в указанный период времени по статьям 241, 242, 242.1 и 127.1 УК РФ (незаконное занятие проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или предметов, изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, торговля людьми), с указанием конкретных статей УК РФ и лет [возбуждения дела];
— число лиц, признанных в указанный период времени виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьями 241, 242, 242.1 и 127.1 УК РФ, с указанием их пола, возраста, образования, места постоянного жительства (в Хабаровском крае или за его пределами), гражданства, а также даты совершения преступления;
— общие сведения о наказаниях, назначенных лицам, которые были признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьями 241, 242, 242.1 и 127.1 УК РФ, с указанием вида наказания и количества дел, по которым оно было назначено, года [вынесения приговора]…
Обращаю внимание на то, что мне не нужна информация о конкретных лицах, привлеченных к административной или уголовной ответственности; [мне необходима] только общие статистические сведения для подготовки научной статьи».
В соответствии с уведомлением письмо было доставлено адресату 25 мая 2009 года.
26 июня 2009 года, по прошествии 30 дней, предоставляемых российским законодательством для ответа на обращения граждан, заявитель, не дождавшись такового, обратился в Центральный районный суд города Хабаровска с жалобой на отказ в предоставлении ему необходимой информации и требованием обеспечить доступ к ней. Константин Владимирович сослался, в частности, на положения Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (см. ниже), а также на статью 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он указал, что ему было незаконно отказано в доступе к информации, которая не представляла собой ни персональных данных граждан, ни сведений, составляющих государственную тайну или информацию о методах работы органов внутренних дел. Его запрос касался исключительно статистических сведений общего характера, имеющихся в информационном центре УВД по Хабаровскому краю.
18 июля 2009 года заявитель получил письмо от начальника информационного центра УВД по Хабаровскому краю, в котором ему сообщалось, что запрошенная информация может быть предоставлена только по письменным запросам заместителя Министра внутренних дел, начальников управлений внутренних дел уровня субъекта РФ или муниципального образования, а также их подразделений, прокуроров и следователей прокуратуры. Физическим и юридическим лицам подобного рода информация не предоставляется. Однако заявителю было предложено обратиться в Федеральную службу государственной статистики и, в частности, в ее территориальный орган по Хабаровскому краю с запросом о предоставлении соответствующих сведений.
Через пять дней в своем ответе на направленный заявителем запрос руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю указал, что искомая информация находится исключительно в распоряжении УВД по Хабаровскому краю и никогда не предоставлялась Федеральной службе государственной статистики.
Заявитель представил копии писем из информационного центра УВД по Хабаровскому краю и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю в Центральный районный суд города Хабаровска.
Решением суда от 04 августа 2009 года жалоба заявителя была оставлена без удовлетворения со ссылкой на то, что запрашиваемая информация не затрагивает непосредственно его права и законные интересы и отказ в предоставлении ему доступа к ней является законным и обоснованным.
Заявитель подал кассационную жалобу, указав в ней, в частности, что УВД по Хабаровскому краю является единственным органом, располагающим необходимой ему информацией, которую невозможно получить иным образом, в т.ч. через Федеральную службу государственной статистики. Кроме того, он заявил, что не имеет значения то обстоятельство, что искомая информация не затрагивает непосредственно его права и законные интересы, так как в соответствии с законом она должна предоставляться всем желающим.
Кассационным определением от 16 сентября 2009 года Хабаровский краевой суд оставил решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу заявителя – без удовлетворения.
Константин Владимирович обратился в Европейский Суд по правам человека с жалобой на нарушение статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с отказом предоставить ему информацию, необходимую для проведения научных исследований.
Европейский Суд по правам человека поставил перед сторонами следующие вопросы:
1. Имело ли место вмешательство властей в свободу выражения мнения заявителя, в частности в свободу получать и распространять информацию в смысле пункта 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод? Страсбургский Суд прямо сослался в связи с этим на пункты 25-29 своего Постановления по делу «Tarsasaga Szabadsagjogokert v. Hungary» от 14 апреля 2009 года.
2. Если да, то было бы вмешательство «предусмотрено законом и… необходимо в демократическом обществе» в смысле пункта 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод?
Дополнительная информация.
Извлечения из Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ
Статья 8. Право на доступ к информации
1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее — организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
…
4. Не может быть ограничен доступ к:
1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
…
8. Предоставляется бесплатно информация:
1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
3) иная установленная законом информация.
9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статья 9. Ограничение доступа к информации
1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение…
_________________________________________________________________________
Сообщение справочно-информационного центра "Европейский Суд по правам человека"