04 ноября 2013 года ЕСПЧ коммуницировал властям Российской Федерации 23 жалобы граждан США, которым не дали усыновить российских детей. Информация об этом была опубликована в понедельник на официальном сайте ЕСПЧ. Дети также указаны в жалобах в качестве заявителей. В отношении всех заявителей удовлетворены ходатайства о предоставлении анонимности, поэтому их имена сокращены до инициалов.
Страсбургский Суд поставил перед сторонами разбирательства следующие вопросы:
Принимая во внимание, что передача детей в приемные семьи не состоялась, могут ли взрослые заявители обращаться в ЕСПЧ с жалобой от имени детей?
Принимая во внимание, что решение вопроса о передаче детей в приемные семьи находилось на продвинутой стадии, охватываются ли отношения между потенциальными усыновителями и детьми понятиями «семейная жизнь» или «личная жизнь» в смысле статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод? В частности, применительно к жалобам NN 23890/13 и 42340/13, имела ли место «семейная жизнь» или «личная жизнь» в смысле статьи 8 Конвенции, учитывая, что потенциальные усыновители и дети встречались и между ними сложились отношения еще до начала процедуры усыновления, а применительно к жалобе N 37173/13, учитывая, что ребенок, которого хотели усыновить потенциальные приемные родители, является родным братом уже усыновленной ими девочки?
Принимая во внимание положения Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», имело ли место вмешательство в право заявителей на уважение их личной и (или) семейной жизни в смысле пункта 1 статьи 8 Конвенции? Если да, то было ли такое вмешательство осуществлено в соответствии с законом и необходимо в демократическом обществе в смысле пункта 2 статьи 8 Конвенции?
Если отношения между потенциальными приемными родителями и детьми не образуют «семейной жизни» или «личной жизни» в смысле статьи 8 Конвенции, то подпадают ли они под действие статьи 14 Конвенции? В частности:
Когда прекратилось действие Двустороннего соглашения о сотрудничестве в области усыновления между США и Россией от 13 июля 2011 года?
Если Двустороннее соглашение оставалось в силе в течение 2013 года, то вступил ли запрет на усыновление гражданами США детей, являющихся гражданами Российской Федерации, введенный Федеральным законом N 272-ФЗ, с 01 января 2013 года? Если да, то каким образом указанный запрет совместим с Двусторонним соглашением?
Каковы особенности применения к заявителям запрета на усыновление, введенного Федеральным законом N 272-ФЗ, принимая во внимание, что они начали процедуру усыновления до вступления его в силу?
Являются ли заявители жертвами дискриминации на основе их национальности в пользовании правами, гарантированными Конвенцией, в нарушение статьи 14 Конвенции, взятой в сочетании со статьей 8? В частности, имеют ли место различия в отношении к ним, а если да, то оправданы ли они объективными и разумными причинами?
Нуждаются ли потенциальные приемные дети, которых касается данное дело, в медицинской помощи, которая может быть доступна для них только в США? Если такая помощь недоступна в России, то являются ли дети-заявители жертвами обращения, нарушающего статью 3 Конвенции?
Стороны также должны предоставить ЕСПЧ информацию о том, на какой стадии находилось рассмотрение вопроса об усыновлении по каждому из дел и какое последнее решение — органа исполнительной или судебной власти — было принято по каждому из дел, предоставив его копию.
Российские власти также должны предоставить ЕСПЧ информацию о каждом ребенке, которого касаются поданные жалобы: остался ли он в детском доме, каков адрес детского дома, ожидает ли рассмотрения вопрос о его передаче в другую приемную семью, а если да, то на какой стадии находится его рассмотрение, был ли ребенок передан в другую приемную семью.