Россия НЕ исключена из Совета Европы

Вопреки появившимся новостям, Россию не исключали из Совета Европы. И даже не приостанавливали её членства в Совете Европы, как пишут некоторые (приостановления членства вообще не бывает, в чём легко убедиться, посмотрев Устав Совета Европы).

Комитет Министров Совета Европы только что принял на основании статьи 8 Устава Совета Европы решение приостановить право России на представительство. Это означает, что Россия была лишена некоторых прав, вытекающих из её членства в Совете Европы (которое сохраняется), т.е. была лишена возможности участвовать в принятии ряда решений, однако — и вот это самое важное — Россия при этом сохранила все обязательства, которые вытекают из её, повторюсь, сохраняющегося (и никоим образом не приостановленного) членства в Совете Европы. На Россию продолжают распространяться обязательства по соблюдению Конвенции о защите прав человека и основных свобод. А Европейский Суд по правам человека как орган Совета Европы, в работе которого продолжает принимать участие судья от России, продолжает быть открытым для жалоб на нарушение Россией указанной Конвенции. Как и для жалоб на нарушение Конвенции любым другим государством — членом Совета Европы.

Решение Комитета Министров было сразу же опубликовано (раньше, чем новости в СМИ). С ним можно ознакомиться на официальном сайте.

Вот его полный текст в оригинале:

1426ter meeting, 25 February 2022

2.3 Situation in Ukraine – Measures to be taken, including under Article 8 of the Statute of the Council of Europe

Decisions

The Deputies

Considering the serious violation by the Russian Federation of its obligations under Article 3 of the Statute of the Council of Europe,

Referring to their decisions on the situation in Ukraine of 24 February 2022 (CM/Del/Dec(2022)1426bis/2.3),

Following an exchange of views with the Parliamentary Assembly in the Joint Committee,

1. agreed to suspend the Russian Federation from its rights of representation in the Council of Europe in accordance with Article 8 of the Statute of the Council of Europe;

2. agreed that this suspension takes immediate effect in respect of the rights of representation of the Russian Federation in the Committee of Ministers and in the Parliamentary Assembly of the Council of Europe;

3. invited the Secretary General to notify the Russian Federation accordingly and to provide it with the legal and financial consequences of this decision.

Вот его перевод (моего авторства):

1426-е заседание, 25 февраля 2022 года

2.3. Ситуация в Украине — Меры, которые необходимо принять, в том числе в соответствии со статьей 8 Устава Совета Европы

Решения

Депутаты,

принимая во внимание серьезное нарушение Российской Федерацией своих обязательств, предусмотренных статьей 3 Устава Совета Европы,

ссылаясь на свои решения по ситуации в Украине от 24 февраля 2022 года (CM/Del/Dec(2022)1426bis/2.3),

после обмена мнениями с Парламентской Ассамблеей в Совместном комитете,

1. согласились приостановить действие права Российской Федерации на представительство в Совете Европы в соответствии со статьей 8 Устава Совета Европы;

2. согласились, что это приостановление вступает в силу немедленно в отношении прав представительства Российской Федерации в Комитете Министров и Парламентской Ассамблее Совета Европы;

3. предложили Генеральному секретарю уведомить Российскую Федерацию соответствующим образом и ознакомить ее с юридическими и финансовыми последствиями этого решения.

Действительно, статья 8 Устава Совета Европы предусматривает возможность предложить члену Совета Европы выйти из состава Совета Европы, а если он этого не сделает, то принять решение о том, что такой член перестал состоять в Совете Европы. Вот текст статьи 8 Устава:

Право на представительство любого члена Совета Европы, грубо нарушающего положения статьи 3, может быть приостановлено, и Комитет министров может предложить ему выйти из состава Совета на условиях, предусмотренных в статье 7. Если такой член Совета Европы не выполняет это предложение, то Комитет министров может принять решение о том, что член, о котором идет речь, перестает состоять в Совете с даты, которую определяет сам Комитет.

Однако Комитет Министров Совета Европы не принимал решение предложить России выйти из Совета Европы. И тем более не принимал решение о том, что Россия перестаёт состоять в Совете Европы. Которое, к тому же, могло бы быть принято только после принятия решения предложить самостоятельно покинуть Совет Европы — и решение об этом, повторюсь, тоже не принималось.

Если бы Комитет Министров принял такое решение, то фактически он освободил бы Россию от обязательств, вытекающих из её членства в Совете Европы, в том числе соблюдать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Россия даже по своей инициативе не могла бы освободиться от таких обязательств так, чтобы это сразу возымело эффект. Даже если бы Россия прямо сейчас заявила о выходе из Совета Европы, то она перестала бы считаться его членом — со всеми вытекающими последствиями относительно своих обязательств — только после 31 декабря 2022 г. Также — теоретически — Россия могла бы денонсировать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (это процедура, противоположная ратификации, если можно так выразиться), однако в результате этого Россия смогла бы освободиться от своих обязательство по Конвенции только через полгода, в течение которых они сохранялись бы. И за нарушение этих обязательств Россию можно привлекать к ответственности, в том числе посредством обращения в Европейский Суд по правам человека. Почему всё это так, можно прочитать здесь. Поэтому нет, Комитет Министров Совета Европы не освобождал Россию от её обязательств соблюдать Европейскую Конвенцию, что стало бы следствием решения считать членство России прекращенным.

Комитет Министров приостановил право Российской Федерации на представительство, в результате чего Россия была лишена права представительства в органах Совета Европы: Комитете Министров и Парламентской Ассамблее.

Напомню, что предложение выйти из Состава Совета Европы никогда и никому не делалось, а тем более не принималось решений о том, что государство перестало состоять в Совете Европы.

Также обращаю внимание, что на сегодняшний день в отношениях между Россией и ЕСПЧ не изменилось ровным счётом ничего: Конвенция и Протоколы обязательны для России, они действуют почти 24 года и продолжают действовать непрерывно. Постановления ЕСПЧ остаются обязательными (это предусмотрено не только Конвенцией, обязательства по которой взяты на себя Россией федеральным законом, сохраняющим свою силу, но и прописано в российских процессуальных кодексах — и эти нормы остаются неизменными), ЕСПЧ принимает жалобы против России, а Россия признаёт его юрисдикцию и участвует в рассмотрении жалобы в ЕСПЧ, в т.ч. через судью от России, все полномочия которого полностью в силе.

Закладка постоянная ссылка.

Возможность комментирования заблокирована.