ЕСПЧ: Меры по жалобам против России из-за проблем с почтой

Сегодня ЕСПЧ сообщил, что в связи с перебоями в работе почты (надо полагать, в связи с фактическим отсутствием авиасообщения с Россией, о чем написано в сегодняшнем уведомлении на сайте «Почты Франции») в отношении всех жалоб против России до дальнейшего уведомления будут применены следующие меры:

  • если для связи с представителем заявителя нет возможности использования электронной системы eComms (это личный кабинет на сервере ЕСПЧ, который заводится профессиональным представителям заявителей — юристам; непосредственно заявителям, не являющимся юристами, доступ к этому сервису не предоставляется), то российским властям не будут предлагать представить письменные замечания по делу, хотя ЕСПЧ будет продолжать регистрировать вновь поступающие жалобы и предварительно рассматривать их на предмет приемлемости и существа; (другими словами, напишу от себя, если заявитель не назначил при подаче жалобы профессионального юриста в качестве представителя либо такой профессиональный юрист не указал в формуляре жалобы на использование им сервиса eComms, т.е. если в формуляре жалобы не были заполнены раздел С.2 и — одновременно с ним — п. 37, а также если после подачи жалобы в ЕСПЧ не направлялась доверенность по специально предназначенной для этого форме, в которой были бы заполнены раздел 2.2 и — одновременно с ним — п. 36, то такая жалоба не будет коммуницироваться, даже если ЕСПЧ сочтет, что в принципе для коммуникации есть основания; поэтому, вероятно, следует рекомендовать заявителям подавать новые жалобы против России через профессиональных представителей — юристов, а в отношении жалоб против России, находящихся на рассмотрении ЕСПЧ и не коммуницированных, назначать профессиональных юристов в качестве представителей, что делается, как я уже написал, посредством отправки в ЕСПЧ соответствующей доверенности, если это не было сделано при подаче жалобы или после этого; более того, из написанного ЕСПЧ следует, что заявителям, не назначившим себе профессионального представителя с доступом к eComms, не будут направляться уведомления о регистрации их жалоб (как, надо полагать, и уведомления об отказе в регистрации жалоб, получение которых иногда позволяет вовремя, до истечения срока на обращение в ЕСПЧ, исправить допущенные ошибки — а течение срока не приостанавливается, о чём прямо написано ниже; однако, напомню, что при наличии такого желания заявители могут обратиться ко мне, чтобы узнать, зарегистрирована ли их жалоба ЕСПЧ — об этом написано в отдельном разделе сайта);
  • если имеется возможность использования eComms (другими словами, повторюсь, если представителем заявителя является профессиональный юрист с личным кабинетом в системе eComms), то решения и постановления по делам, готовым к рассмотрению, будут публиковаться и доводиться до сведения сторон (т.е. до заявителей — через их представителей и властей, для переписки с которыми практически всегда используется электронная система связи), в противном случае решения и постановления не будут ни публиковаться, ни доводиться до сведения сторон до дальнейшего уведомления (никаких исключений для видов производства, в том числе упрощенного, когда от властей по общему правилу не требуют письменных замечаний (хотя они всегда имеют право представить свои возражения), не сделано, хотя по таким делам, о нарушениях, в отношении которых сложилась устойчивая практика, WECL, назначение профессионального представителя не требуется; соответственно, если он не был назначен, то заявителям следует либо просто ожидать, когда меры будут отменены (до этого никаких решений по их жалобам не появится), либо думать над назначением представителя с eComms, хотя требования делать это не предъявляется, но и запрета на это нету);
  • при отсутствии возможности использования eComms процессуальные сроки, установленные для стороны (речь идёт о сроках для представления различных документов, в т.ч. письменных замечаний и требований о справедливой компенсации), приостанавливаются до дальнейшего уведомления (в случае использования eComms ничего не меняется: сроки назначаются как обычно и, соответственно, по общему правилу не продляются, для запроса их продления по уважительным причинам должно подаваться соответствующее ходатайство), а новые сроки при отсутствии возможности использования eComms не устанавливаются;
  • вся входящая корреспонденция обрабатывается в обычном порядке (но, добавлю от себя, заявителям, вероятно, следует задумываться о выборе средства доставки корреспонденции в ЕСПЧ, в т.ч. — если это оправдано — смотреть на то, предоставляют ли те или иные курьерские службы возможность действительно оперативной, но главное — надёжной доставки, а также задумываться над дублированием важной корреспонденции факсом — на случай потери почты, вероятность чего теперь, возможно, повысится, хотя она и так никогда не была пренебрежимо малой; я, например, уже давно рекомендую заявителям, которые заказывают жалобы у меня, дублировать отправку формуляра факсом: хотя это не является способом подачи жалобы, это может послужить доказательством отправки жалобы в определенном виде (с определенным содержанием и оформлением) и в определенный срок (не позже даты отправки факса), особенно если это сопровождается почтовой квитанцией о предварительной отправке жалобы бумажной почтой, которую (квитанцию либо хотя бы ссылку на номер для отслеживания) я также рекомендую передать факсом вместе с формуляром жалобы, в том числе чтобы в Секретариате поняли, что жалоба уже отправлена и бумажной почтой и не отвечали на факс с формуляром стандартным уведомлением, что подача жалобы по факсу невозможна);
  • в случае возможности использования eComms исходящая корреспонденция также обрабатывается в обычном порядке;
  • общего приостановления течения срока для обращение в ЕСПЧ не вводится, однако с учетом обстоятельств конкретного дела при наличии исключительных обстоятельств может быть рассмотрен вопрос о том, что течение срока на обращение в ЕСПЧ приостанавливалось в отношении конкретной поданной жалобы;
  • Председатель ЕСПЧ может сделать исключения из приведенных выше правил по своей инициативе или по ходатайству сторон;
  • указанные выше меры будут пересматриваться по ходу развития ситуации с оказанием почтовых услуг и будут автоматически отменены, когда такие услуги окажутся вновь доступны.

Напомню, что профессиональный юрист — представитель заявителя, которому предоставляется доступ к системе eComms — это тот, кто в статье (Правиле) 36 Регламента ЕСПЧ на французском языке называется «un conseil habilité à exercer» (т.е. лицом, имеющим право юридической практики в любой стране — члене Совета Европы, в т.ч. в России), а в варианте Регламента на английском языке именуется «advocate», что часто переводится как «адвокат», однако не имеет прямого отношения к тому, как «адвокатов» определяют национальные законодательства, в т.ч. российское. Как ЕСПЧ отметил, например, в п. 157 Постановления по делу «Захаркин против России» (Zakharkin v. Russia) от 10 июня 2010 г., «представитель заявителя в Суде… …не является профессиональным адвокатом и не состоит в каком бы то ни было адвокатском образовании. Однако, учитывая, что согласно Правилу 36 § 4(a) Регламента Суда разрешение представлять заявителя может быть предоставлено не-адвокату, Договаривающиеся государства должны обеспечить, чтобы представителям заявителей не-адвокатам было разрешено посещать заключенных, которые подали или намереваются подать заявление в Суд, на тех же условиях, что и адвокатам». Я являюсь одним из таких юристов: диплом Самарского государственного университета (на кафедре уголовного процесса и криминалистики которого я проработал 11 лет), которым мне присуждена квалификация «юрист» по специальности «юриспруденция» (серия БВС № 0246021 от 21 июня 1999 г., регистрационный номер 18591), сам по себе, как прямо указано в нём, даёт мне право профессиональной деятельности в России в соответствии с уровнем образования и квалификации и признаётся ЕСПЧ (которому я его отправляю) как свидетельствующий о моём праве представлять заявителей в Страсбурге, что я делаю много лет и о чём можно прочитать в разделе про мои дела. Кроме того, 20 лет назад мне была присуждена ученая степень кандидата юридических наук (диплом серии КТ № 083353 от 22 ноября 2002 г.), и 10 лет как я зарегистрирован в России в качестве занимающегося «деятельностью в области права», код по ОКВЭД 74.11 (ОГРНИП 312784717400220). Как у профессионального представителя заявителей в ЕСПЧ у меня имеется доступ к системе электронной переписки с ЕСПЧ eComms. Поэтому при наличии такого желания обращайтесь, если вам как заявителю потребуется представитель с доступом к этой системе, чтобы в том числе избежать задержек в рассмотрении поданной жалобы.

    Чтобы узнать, чем я могу помочь, .

    В первую очередь укажите, была ли ваша жалоба коммуницирована? Не уверены, что означает "коммуницирование"? Коммуницирование (или коммуникация) - это сообщение. Как это слово буквально и переводится. Это сообщение о поданной в ЕСПЧ жалобе. Сообщение о жалобе властям того государства, против которого она подана. Например, коммуницирование жалобы против России - это сообщение о поданной жалобе российским властям. Чтобы лучше понять, какие выводы можно сделать на основании того факта, что жалоба была коммуницирована, а какие - нельзя, имеет смысл сделать отступление и кратко описать процедуру рассмотрения жалоб ЕСПЧ. После получения формуляра жалобы Секретариат ЕСПЧ решает, соответствует ли её оформление предъявляемым требованиям. Если да, то жалоба регистрируется. Если нет, в её регистрации отказывают. Разрешение вопроса о том, регистрировать ли жалобу, не имеет никакого отношения к её приемлемости. Это вопрос исключительно оформления жалобы. Явно неприемлемая жалоба, если она оформлена в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями, будет зарегистрирована (и только после этого признана неприемлемой - потому что принимать решения по вопросам приемлемости можно лишь в отношении жалоб, которые зарегистрированы в качестве таковых, т.е. в отношении жалоб, признанных поданными жалобами, требующими разрешения - до этого есть лишь жалоба как формуляр, как текст). Итак, если жалоба регистрируется, то дальше - на первом этапе разбирательства - в отношении неё могут быть приняты следующие решения (и только такие): (1) признать жалобу неприемлемой в полном объёме - на данном этапе это делается решением единоличного судьи (такое решение является окончательным и не подлежит пересмотру); (2) признать жалобу неприемлемой в какой-то части (решение по жалобе в этой части также является окончательным и не подлежит пересмотру), а в остальной части - коммуницировать (в коммуницированной части жалоба при этом вовсе не признаётся приемлемой - рассмотрение вопроса о её приемлемости в коммуницированной части переносится на следующий этап разбирательства); (3) коммуницировать жалобу в полном объёме (опять-таки, это значит, что решение по вопросам приемлемости жалоба на этом этапе разбирательства не принимается - его разрешение переносится на следующий этап разбирательства. То есть, обратите внимание, на первом этапе разбирательства не может быть принято решение о том, что жалоба - полностью или в какой-то части - приемлема. Соответственно, что значит, что жалоба коммуницирована? Это значит, что на первом этапе разбирательства (до коммуникации), такая жалоба не была признана неприемлемой в полном объёме. Но она при этом могла быть признана неприемлемой в какой-то части, а в остальной части (и только в ней) - коммуницирована. Другими словами, сам факт коммуницирования жалобы вовсе не означает, что она не была признана неприемлемой в какой-то части (и эта часть может быть важной для заявителя - иногда единственной на самом деле важной; например, ЕСПЧ может признать неприемлемой жалобу в части всех заявленных в ней нарушений права на справедливое судебное разбирательство по предъявленному уголовному обвинению, а коммуницировать её только в части, например, чрезмерной длительности лишения свободы в ожидании рассмотрения уголовного дела по существу, условий содержания под стражей и тех или иных других нарушений). С другой стороны, как должно быть понятно из написанного выше, коммуницирование жалобы никогда не означает, что она признана приемлемой хотя бы в какой-то части. Более того, до, без коммуницирования никакая жалоба ни в какой части и не может быть признана приемлемой. Это так хотя бы уже по той причине, что до коммуникации о жалобе по общему правилу даже не сообщали властям государства, против которого она подана. Соответственно, власти не имели возможности заявить, что по тем или иным причинам они считают жалобу неприемлемой. А без предоставления властям как стороне разбирательства по делу такой возможности жалобу никак нельзя объявить приемлемой ни в какой части. Однако жалобу можно объявить неприемлемой, хоть полностью, хоть в части. Для этого коммуницирование жалобы не требуется. ЕСПЧ может объявит жалобу неприемлемой полностью или в части, ничего не сообщая о ней властям государства, против которого она подана. После коммуникации начинается рассмотрение жалоб в коммуницированной части на предмет их приемлемости и по существу, т.е. на предмет того, были ли допущенные заявленные нарушения (по существу жалобы будут рассмотрены в той части, в которой они будут признаны приемлемыми). Частями жалобы я называю заявленные в ней нарушения. Заявление о каждом нарушении - это фактически самостоятельная часть жалобы. И каждая такая часть жалобы должна отвечать сразу всем критериям приемлемости. Соответственно, каждая часть жалобы вот в этом смысле в какой-то момент должна быть рассмотрена на предмет приемлемости и, соответственно, в какой-то момент должна быть объявлена либо приемлемой, либо неприемлемой. Часть жалобы объявляется приемлемой, если ЕСПЧ приходит к выводу, что она отвечает сразу всем критериям приемлемости. Часть жалобы объявляется неприемлемой, если она не отвечает хотя бы одному - любому - требованию приемлемости. О том, объявлена ли коммуницированная жалоба неприемлемой в какой-то части на же первом этапе разбирательства, ЕСПЧ сообщает письмом. Это то же письмо, которым ЕСПЧ сообщает о собственно коммуникации жалобы. Такое письмо отправляется только представителю заявителя, если он был назначен до коммуникации (в т.ч. прямо при подаче жалобы - посредством заполнения соответствующего раздела формуляра и подписания его представителем заявителя). Если заявитель на момент коммуникации не имеет представителя, то такое письмо направляется самому заявителю. Решение о признании жалобы неприемлемой в той или иной части, принятое до коммуникации, практически никогда не имеет текста. Т.е. оно не оформляется в виде отдельного документа. И мотивировка этого решения не включается ни в какой документ. В своём письме ЕСПЧ обычно ограничивается абстрактным указанием на то, что жалоба в оставшейся (некоммуницированной) части признана неприемлемой как не отвечающая требованиям, сформулированным в статьях 34 и 35 Конвенции, без конкретики. О том, что на первом же этапе разбирательства жалоба признана неприемлемой в некоторой части, можно сделать вывод и на основании факта отсутствия упоминания об этой части жалобы в вопросах, которые ЕСПЧ ставит при коммуникации жалоб, рассматриваемых в обычном, неупрощенном, порядке (с постановкой вопросов перед сторонами разбирательства). Как узнать, была ли жалоба коммуницирована? Об этом написано в отдельном разделе сайта.
    Если с момента отправки жалобы в ЕСПЧ уже прошло три месяца, однако вам по-прежнему неизвестна её судьба, вам следует сначала попытаться выяснить её. Как это сделать, написано в отдельном разделе сайта. Если с момента отправки жалобы в ЕСПЧ прошло менее трёх месяцев - и вам ничего неизвестно о её судьбе (и только в этом случае), выбирайте "Нет".
    Рассматривается ли ваша жалоба в упрощенном порядке, без постановки вопросов перед сторонами разбирательства, как касающаяся - в коммуницированной части - исключительно тех нарушений, в отношении которых сложилась практика (WECL)? (В данной базе ЕСПЧ это обозначается следующим статусом (Current state of proceedings): "Application Communicated to Government WITHOUT request for observations - Rule 54 § 2 (b)" (Жалоба коммуницирована властям государства-ответчика БЕЗ ЗАПРОСА письменных замечаний - Правило 54 §2(b) Регламента". Если это так, нажмите "Да". Если статус вашей жалобы следующий: "Application Communicated to Government WITH request for observations - Rule 54 § 2 (b)" (Жалоба коммуницирована властям государства-ответчика С ЗАПРОСОМ письменных замечаний - Правило 54 §2(b) Регламента), нажимайте "Нет".)
    Судя по вашим ответам, ваша жалоба коммуницирована, при этом она рассматривается в обычном порядке, с запросом письменных замечаний. По таким делам заявитель по общему правилу должен назначить себе в качестве представителя профессионального юриста (если это не было сделано ранее). И именно этот юрист должен подавать необходимые документы в интересах заявителя, включая письменные замечания (ответы на вопросы ЕСПЧ и возражения на аргументы властей) и требования о справедливой компенсации. Если вы хотели бы, чтобы я стал вашим представителем по данной жалобе, что предполагает необходимость подготовки этих документов, а не только (и не столько) просто поддержание переписки с ЕСПЧ в электронном виде через систему eComms, пожалуйста, обратитесь к разделу, в котором изложения условия оказания мной этой услуги и обращения за ней. (Если жалоба была коммуницирована для рассмотрения в обычном порядке, но обмен замечаниями по ней уже завершен, и теперь заявитель лишь ожидает вынесения решения, и ему необходим представитель с доступом к eComms, выберите выше вариант "Да".)

    Когда жалоба не коммуницирована (отсутствуют сведения, что она коммуницирована), в т.ч. если жалоба была подана совсем недавно и о её судьбе ещё в принципе ничего неизвестно (и пока практически невозможно узнать), а также когда жалоба коммуницирована, но рассматривается в упрощенном порядке, я могу предложить стать представителем заявителя в ЕСПЧ только и исключительно с целью поддержания электронной переписки с ЕСПЧ через систему eComms, а также бумажной, если такая потребуется, на мой адрес во Франции. Соответственно, на случай, если в период действия мер, примененных в связи с отсутствием авиасообщения с Россией и связанных с этим проблем с доставкой бумажной почты, ЕСПЧ будет готов предпринять что-то в отношении жалобы, — но не стал бы делать это, т.к. у заявителя не назначен представитель, у которого имелся бы доступ к системе eComms, а переписка с заявителем возможна только бумажной почтой на российский адрес заявителя, — я предлагаю услугу, которая устраняет это препятствие.

    Эта моя услуга включает в себя следующее (всё это изложено в договоре, который заказавший услугу сразу же получает по электронной почте):

    - подготовку формуляра доверенности для назначения меня в качестве представителя заявителя; эта доверенность будет отправлена заказчику услуги по электронной почте; эту доверенность необходимо распечатать, проставить в ней роспись заявителя в п. 32, если речь о физическом лице, либо в п. 52, если речь об организации (расшифровки подписи не требуется, нужен просто росчерк в прямоугольнике напротив указанной мной цифры), проставить дату, когда эта подпись поставлена, в п. 33 или 53 (в зависимости от того, идёт ли речь о физическом лице или организации), в формате ДДММГГГГ, далее необходимо либо сделать качественную фотографию, либо скан страницы доверенности с этой подписью (только этой страницы) и прислать её мне по электронной почте; если по какой бы то ни было причине для заявителя это затруднительно, он может прислать мне по электронной почте только факсимиле (более или менее качественную фотографию/скан его подписи либо любого документа с его подписью), я использую это факсимиле для изготовления качественной копии доверенности с подписью, вышлю заказчику эту доверенность с подписью заявителя, и заказчик должен будет вновь прислать мне эту доверенность и подтвердить в сопроводительном письме, что этой доверенностью заявитель поручает мне представлять его интересы в ЕСПЧ; часто такого варианта доверенности для ЕСПЧ достаточно; на случай, если этого окажется недостаточно (т.е. если ЕСПЧ попросит бумажный вариант с собственноручными подписями или ответа на будет в течение нескольких недель), заказчику необходимо будет выслать мне бумажный вариант доверенности с собственноручной подписью заявителя;

    - отправку полученного формуляра доверенности (с соответствующим сопроводительным письмом) по факсу в ЕСПЧ (заказчик услуги получит по электронной почте копию подтверждения факсимильной службы об успешной доставки доверенности); если заказчик пришлёт мне качественное факсимиле подписи заявителя (а не просто фото/скан подписанной доверенности), что позволяет получить качественную копию формуляра доверенности, практически не отличающуюся от распечатанной, то я могу — в качестве варианта, альтернативного факсу — отправить его в таком виде в ЕСПЧ бумажной почтой со своего адреса во Франции (т.е. направить распечатанный на принтере вариант бумажной почтой), и это входит в стоимость слуги; на случай, если ЕСПЧ всё же потребует представить бумажный вариант доверенности собственноручной подписью заявителя (для этого заказчику необходимо будет выслать мне такой экземпляр), в предлагаемую мной услугу входит его отправка в ЕСПЧ, но не оплата такой отправки (она оплачивается заказчиком дополнительно в зависимости от выбираемого им самим способа отправки);

    - незамедлительную пересылку заказчику по электронной почте любых документов, поступивших по его жалобе из ЕСПЧ (будь то через систему eComms, когда и если ЕСПЧ предоставит доступ к ней по жалобе, о которой идёт речь — обычно это происходит только в случае (после) коммуницирования жалобы, однако я не исключу, что теперь использование eComms будет расширено — или же бумажной почтой на мой адрес во Франции.

    Больше в предлагаемую мной услугу не входит ничего. В частности, в неё не входит подготовка каких бы то ни было документов в интересах заявителя по рассматриваемой жалобе. В эту услугу не входит консультирование заказчика (заявителя) по каким бы то ни было вопросам. Однако всё это можно будет заказать позже отдельно в качестве отдельных услуг по мере необходимости.

    Стоимость указанной выше услуги составляет 10.000 рублей за одну жалобу с одним заявителем. В случае коллективных жалоб — 10.000 рублей плюс по 1.000 рублей за каждого дополнительного заявителя (после второго); в отношении каждого заявителя делается отдельная доверенность.

    Обратите внимание, что вся моя переписка в отношении коллективной жалобы будет вестись только с одним заказчиком этой услуги. После заказа этой услуги (прямо с этой страницы) вы получите на электронную почту договор на её оказание, в котором будут приведены реквизиты для оплаты: "классическим" банковским переводом на мой счёт либо через Систему быстрых платежей, поддерживаемую любым российским банком. (Для нерезидентов России по запросу может быть предоставлен договор с вариантом оплаты на мой счёт в швейцарском банке; в этом случае стоимость услуги составит 100 евро и по 10 евро за каждого дополнительного заявителя.)

    Чтобы заказать описанную выше услугу,

    Укажите номер жалобы (это набор цифр, разделенных косой чертой, которая уже проставлена в форме ниже, поэтому вводить её не нужно: от одной до пяти цифр до черты (вводите только их) и две цифры — после черты (а потом — только их; это две последние цифры года регистрации жалобы либо года заведения внутреннего досье). Если жалоба была подана менее трёх месяцев назад и её номер неизвестен, оставьте эти поля незаполненными.
    /
    Дата ОТПРАВКИ жалобы в ЕСПЧ:
    Укажите те же данные о заявителе, которые приводились с формуляре жалобы. Я исхожу из того, что эти данные не менялись. Если какие-то из этих данных поменялись, укажите в комментариях актуальные данные (если это адрес, указываете его с индексом, пожалуйста). Обратите внимание, что ЕСПЧ всегда необходимо держать в курсе актуального адреса заявителя:
    Дата рождения
    (либо учреждения организации):
    Пол:
    Комментарии (если необходимы):
    Укажите тип вашей жалобы:
    Укажите данные остальных заявителей:
    Дата рождения
    (либо учреждения организации):
    Пол:
    Комментарии (если необходимы):
    После нажатия кнопки "Отправить" необходимо дождаться сообщения, подтверждающего успешную отправку вашего запроса.

    Закладка постоянная ссылка.

    Возможность комментирования заблокирована.